Содержание
Масляные краски представляют собой пигменты различных цветов, растертые до порошка, которые затем на масляной основе замешивают в краску нужной консистенции и густоты. Масляная живопись называется так потому, что в основе таких красок лежит льняное масло.
Из-за того, что масло обладает водоотталкивающими свойствами, не получится смешивать и разводить эти краски как акварель или акрил при помощи воды. Специальные растворители на основе масла, уайт-спирита и пинена позволяют уменьшить концентрацию пигмента или смешивать разные краски между собой. От выбранного разбавителя также может зависеть сохранение качества написанной работы.
Для комфортной и быстрой работы с масляными красками существует несколько типов разбавителей, различных по составу.
Льняное масло
Льняное масло широко используется для живописи, так как почти не имеет запаха и совершенно безопасно для здоровья. Краски смешиваются хорошо, сохраняя яркость и густоту, и высыхают достаточно быстро — примерно за неделю, если в помещении нет сырости. Льняное масло расходуется медленнее, чем другие разбавители, поэтому является экономичным вариантом. Минусом этого растворителя является отсутствие лака в составе — это дает матовую, без блеска, поверхность слоя краски после высыхания и меньшую устойчивость к разрушению со временем.
Художественный лак
Художественный лак придает краскам яркие цвета, прочность слоев и эмалевый блеск. Работы, которые написаны на лаке быстро сохнут, но мазки теряют фактурность, получают декоративный вид, поэтому такой метод обычно используется для написания миниатюр. Также существуют специальные лаки для лессировки — они быстро закрепляют слой краски, позволяя наносить поверх него другой. Существуют различные виды лаков: мастичный, даммарный, пихтовый.
Разбавитель "Двойник"
Разбавитель "Двойник" в его основе используется льняное масло, но добавляется небольшая доля лака для живописи (например, кедрового или пихтового). Такой разбавитель делает краску гуще, она лучше смешивается, увеличивается скорость высыхания слоев. Также после окончательного просушивания получается более прочный красочный слой, долго сохраняющий живописные качества. Цвета остаются яркими и глубокими, а поверхность мазков ровно отражает свет, лучше сохраняя характерный блеск масляной краски.
Уайт-спирит
Уайт-спирит — распространенный растворитель для самых различных красок, его можно найти не только в художественном, но и в любом строительном магазине. Уайт-спирит также отлично подходит для мытья кистей и палитры, снятия засохшего слоя краски, обезжиривания холста. Эффективно разбавляет краску и быстро испаряется, красочный слой получается тонким и быстро высыхает, но при этом уайт-спирит влияет на масляные краски, нарушая их состав и связующие качества. Поэтому недостатком этого растворителя является непрочность получившегося красочного слоя и матовость поверхности. Кроме того уайт-спирит может иметь резкий запах, который при долгой работе вызывает дискомфорт.
Отличный вариант — Lakka Bensini от Tikkurila. Приемлемый по цене и с минимальным запахом.
Пинен
Этот разбавитель изготавливается на основе скипидара, но в отличие от него прозрачен, не имеет запаха и не вызывает пожелтения красок. Пинен очень качественно разводит краски, на нем удобно замешивать цвета, красочный слой получается прозрачный, небольшой густоты и быстро высыхает, позволяя накладывать новые мазки поверх без опасности смешивания. Это очень удобно, если картина должна быть написана в ограниченные сроки, но если пользоваться при работе только пиненом, поверхность краски при высыхании станет матовой и не будет достаточно долговечной.
Разбавитель "Тройник"
Содержит в своем составе сочетание трех компонентов — масла, лака и разбавителя. Масло придает мазкам густую консистенцию и помогает равномерному смешиванию краски, разбавитель (чаще всего пинен) увеличивает скорость высыхания красочных слоев и готовой работы, лак способствует прочности красок и помогает сохранить блеск и насыщенность цветов. Из всех разбавителей "Тройник" используется чаще всего и пожалуй является самым оптимальным выбором для эффективной и быстрой работы с масляными красками.
Заключение
Очень часто в масляной живописи применяются различные сочетания разбавителей и лаков — во многом это зависит от задачи, которую нужно решить и количества времени на работу. Например первый слой краски обычно замешивают на лаке — это придает ему прочность и лучшую связь с грунтом холста. Последующие слои можно писать с большим количеством разбавителя, чтобы просушка не занимала много времени.
Все виды растворителей, кроме натуральных масел, умеренно токсичны и представляют некоторую опасность для здоровья. Поэтому во время работы необходимо делать перерывы и регулярно проветривать помещение. Также лучше выбирать для живописи разбавители без запаха. Хранить разбавители нужно в темном прохладном месте, и обязательно следить, чтобы крышки были плотно закрыты.
Какими разбавителями пользуетесь вы? Если есть чем поделиться — пишите в комментариях! 😉
![]() |
|
Максимальное разнообразие вспомогательных средств произведено именно для масляных красок. Их можно разделить на три типа:
1. СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
Связующие используются как обязательный компонент при изготовлении масляных красок, а также как добавка в готовые краски для разбавления, разжижения и увеличения текучести состава. Основными связующими при изготовлении масляных красок являются масла, которые при высыхании образуют пленку. Это льняное, маковое, сафлоровое, ореховое, конопляное, подсолнечное масла. Они отличаются скоростью высыхания, качеством пленки, цветом и тенденцией к пожелтению.
Самое популярное, льняное масло, отличается высокой скоростью высыхания, слабой тенденцией к пожелтению и способностью краски сохранять эластичность в течение длительного времени. При высыхании оно образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях.
Маковое или сафлоровое масло высыхают медленнее, и они лучше сочетаются со светлыми тонами красок. При высыхании они образуют более мягкую пленку, частично растворимую в органических растворителях.
Тенденция к пожелтению
2.Уплотненное №1 и №2
Используется и как связующее, и в составе «Тройников», вязкое
образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях
Тенденция к пожелтению
Не рекомендован для создания «Тройников», только как связующее
Образованная пленка менее прочная и эластичная, чем у льняного масла
Практически не желтеет.
Только как связующее
Образованная пленка менее прочная и эластичная, чем у льняного масла
Практически не желтеет.
Масло также используется для изготовления эмульсионных грунтов и масляных лаков. Введение масла замедляет скорость полимеризации.
— Что такое «масло рафинированное»?
Рафинированное, то же самое, что и очищенное. Это значит, масло прошло специальную обработку для удаления веществ, которые влияют на качество масла при длительном хранении, то есть масло «не прогоркает», не окислиться.
Для того, чтобы убрать природную желтизну масла, проводят отбеливание. Чтобы сделать масло более густым, вязким, увеличить его скорость полимеризации (затвердения), масло уплотняют (прокачивают кислородом — оксидируют).
- Очищенное = Рафинированное
- Отбеленное
- Уплотненное = Полимеризованное = Оксидированное
2. РАЗБАВИТЕЛИ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И ЛАКОВ
Разбавители масляных красок и лаков служат для уменьшения вязкости красок в процессе работы, а также используются для очистки кистей, палитр и других инструментов.
Для живописи маслом используются разбавители двух видов:
1. Терпены – углеводороды природного происхождения (терпентин, пинен, скипидар). Имеют разные названия, т.к. производятся из различных пород сосен. Это продукт очистки вытяжки из сосны от «смолы»
2. Уайт-спирит – углеводороды нефтяного происхождения.
Как правило, их компонуют между собой, создавая различные вариации разбавителей.
Российские производители предлагаются четыре основных номера-наименования разбавителей масляных красок, определяемых по составу и способу производства.
Разбавитель №1 — смесь живичного скипидара и уайт-спирита в соотношении 1:1.
Применяется для разбавления масляных красок, рельефных паст.
Применяется как разбавитель красок студийного уровня, различных паст и как очиститель кистей, палитр и других инструментов. Для разведения лаков этот разбавитель не применяется, так как у него низкая растворяющая способность.
Применяется для разведения художественных масляных, алкидных красок и рельефных паст, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Отличается от №2 тем, что не имеет запаха.
Разбавитель №4 – пинен. Основной разбавитель художественных красок и лаков. Является растворителем для смол при изготовлении художественных лаков.
Также есть Разбавитель «Тройник» — это раствор льняного масла и лака в скипидаре. Применяется для разбавления художественных красок и лаков. Действие Тройника: Лак и масло нейтрализует потерю связующего из краски (на «тянущих» грунтах), сохраняя тем интенсивность цвета.
Живичный скипидар + Уайт-спирит
Разбавитель красок + Очиститель
Для разбавления лака не пригоден.
Более сильные растворяющие способности, чем у №2/ 3/ 4
Разбавитель красок + Очиститель
Для разбавления лака не пригоден.
Разбавитель красок + Очиститель (без запаха)
Для разбавления лака не пригоден.
Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель
Льняное масло + Смола + Скипидар
Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель+Лак для лессировок
Зарубежные производители также предлагают большой выбор разбавителей. Основное назначение того или иного разбавителя вынесено в название: Медиум для увеличения текучести; Медиум для увеличения прозрачности, Растворитель масляных красок.
Каждый из производителей рекомендует использовать с произведенными им красками именно его вспомогательное средство. Только тогда он гарантирует заявленный результат.
— От применения разбавителя краски осветляются?
Да, действительно, разбавители осветляют некоторые краски, но после испарения разбавителя краски опять приобретают свойственный им цвет.
Да, все органические разбавители, в определенной степени, огнеопасны и токсичны и требуют соблюдения мер предосторожности при использовании. Хранить разбавители следует в плотно закрытых флаконах. Скипидар под воздействием света окисляется, поэтому храниться в темноте или непрозрачной емкости.
3. ЛАКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ
В технике масляной живописи существуют четыре группы лаков, различающиеся по своему назначению:
Это раствор смол в пинене; исключение – копаловая смола, растворенная в льняном масле. Как добавка к масляным краскам используются следующие лаки: Мастичный, Даммарный, Копаловый, Кедровый, Пихтовый. Они улучшают оптические свойства краски, способствуют лучшей связи между грунтом и красочным слоем и между отдельными слоями многослойной живописи, придавая им твердость и эластичность. Произведения, исполненные на этих лаках, будут отличаться почти полным отсутствием пожухания.
Это раствор смол в активном растворителе. Применяется в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоёв. Их задача – освежить работу, создать эффект сырой краски. Состав – масло + лак + растворитель. Например, льняное масло + копал + пинен.
Это раствор смол в сильно уплотненном масле. Образует НЕобратимую пленку при высыхании. Применяется для изоляции одного живописного слоя от другого, для создания лессировок. Это может быть копаловая смола в льняном масле. Разбавитель «Тройник» (раствор льняного масла и лака в скипидаре) за счет присутствия в нем масла, также является лаком для лессировок.
Это раствор смол в пинене. Образуют обратимую пленку при высыхании. Применяются для покрытия живописной поверхности в консервационных или защитных целях. Бывают глянцевыми, матовыми или полуматовыми (с добавлением воска или иных матирующих веществ). Называются «Покрывной» — для живописи и «Фиксатив» — для графики.
Судя по опросам наших учеников, редко кому не дарили набор масляных красок. А бывает, что сам художник, поддавшись соблазну, решает купить набор масляных красок, но не зная, что с ними делать, откладывает заветные тюбики в долгий ящик.
А те счастливчики, которые решились писать маслом самостоятельно, долго подстраиваются под необычный материал и робко пробуют размазывать густые масляные краски по холсту, в лучшем случае разводя их маслом или первым подвернувшимся под руку в магазине разбавителем. Давайте разбираться: что нужно использовать для разведения масляных красок, какой разбавитель нужен для живописи маслом, как рисовать маслом — напишу обо всём по порядку.
В масляных красках уже есть всё, что требуется для занятий живописью, технически можно обойтись без разведения.
Итак, при открытии тюбика и выдавливании краски на палитру видно, что она довольно эластичная и в меру густая. Если писать щетинной кистью мазками или притирать краску к холсту для плавных переходов из цвета в цвет, то масляную краску можно не разводить совсем.
Дело в том, что для формирования красочной пасты к цветовому пигменту уже добавили масло для связки, разбавитель для корректировки густоты и лак для того, чтобы краска в меру долго высыхала при использовании. Помимо всех прочих компонентов, эти три составляют основу так называемого разбавителя для красок. Если масляные краски качественные и свежие, то ими можно рисовать сразу, без излишних церемоний, главное — не забывать менять кисти (для разных замесов — разные кисти, иначе все краски набора смешаются и дадут грязь) или протирать кисть чистой сухой хлопчато-бумажной тряпочкой.
К слову, процесс высыхания картины маслом, написанной без разбавителя пройдёт намного быстрее, чем с его применением. Излишнее масло и разбавитель замедляют просушку, что усложняет работу над картиной, особенно если писать маслом послойно.
Живопись мастихином тоже предполагает использование краски в естественном виде, прямо из тюбика.
Писать фактурно мастихином любят практически все начинающие художники, а для этой техники масляной живописи одних красок вполне достаточно. Выдавленная на палитру краска набирается на плоскую часть лопатки, смешивается с другими цветами по мере надобности и кладётся на холст. За счёт того, что масляная краска почти не оседает при сушке и даёт высокий рельеф мазков и фактур, живопись получается особенно выразительной.
Любой разбавитель делает краску излишне жидкой, текучей, а для рисования мастихином это не подходит. Характерное накладывание краски на холст шпателем, как пасты, создаёт плотный, укрывистый цветной красочный слой, потёки и лессировки здесь абсолютно не нужны.
Живопись в технике “сухая кисть” тоже подразумевает использование масляной краски без разбавителя.
Из самого названия понятно, что кисть при рисовании маслом в этой технике должна оставаться сухой, поэтому набор краски на кисть происходит “притиркой”, понемногу, чтобы не получить слишком жирный и укрывистый мазок.
В процессе рисования краска притирается тонким, прозрачным, еле заметным слоем к проклеенной и загрунтованной бумаге. Чем больше слоёв краски, тем темнее получится участок. Именно притирка кистью создаёт плавные переходы из тона в тон, что, наряду с точно поставленными тональными акцентами, выявляет характерные детали портрета и характерные для техники “Сухая кисть” дымчатые разводы и резкие границы.
Разбавитель в этом случае только испортит бумагу, промочит первый слой и вместо плавных затирок и переходов, создаст грубоватые разводы. Портрет может пожухнуть. Поэтому, разведённой масляной краской пишем на холсте или любой другой более жёсткой основе.
Если писать масляными красками на холсте кистями в традиционной манере, краски следует разводить специальным разбавителем — тройником.
Именно три вышеперечисленных компонента дали название этому разбавителю (не путать с растворителем! об этом ниже). Тройник для живописи можно купить в художественном салоне уже готовый или намешать его самостоятельно — выбирайте сами, что удобнее сподручнее. Я намешиваю тройник самостоятельно, ведь в этом случае можно корректировать и изменять пропорцию компонентов по своему вкусу (а количество масла, лака и разбавителя в тройнике имеет значение — для разных ситуаций оно разное).
Разбавитель тройник из салона имеет специфический запах (даже если в нём применены отдушки и на этикетке написано — разбавитель для масляных красок без запаха — лёгкий запах всё равно останется, это неизбежно). В бутылочке смешаны пинен (разбавитель №4, масло для живописи и совсем немного лака). Обычно он бесцветный, достаточно жидкий. Готовый тройник можно смело наливать в маслёнку, смачивать им кисти и разводить краски. Он не изменяет цвет замеса и делает краску текучей и прозрачной (если это лессировочная краска).
Для тех, кто занимается масляной живописью серьёзно, я настоятельно рекомендую смешивать тройник самостоятельно в пропорции 1:1:1. Для этого придётся купить пинен (разбавитель №4 — не №2, №3, а только №4), лак для живописи (не покрывной, не ретушный, а именно лак для живописи — дамарный, пихтовый и т.д.!) и льняное масло (лучше тоже купить в художественном салоне, но в крайнем случае можно использовать и пищевое или отбеленное подсолнечное масло, для этого баночку с подсолнечным маслом нужно подержать под прямым солнечным светом несколько недель).
Все компоненты сливаются в один флакон постепенно и смешиваются тщательным и продолжительным встрясыванием. Самостоятельно изготовленный тройник пахнет сильнее магазинного, но более предсказуем в работе с масляными красками и более технологичен (картина не разрушится и не поменяется со временем, на ней не будет пожухлостей, черноты и растрескивания при высыхании).
Некоторые художники советуют использовать льняное масло для разведения масляных красок — это технологически неверно. Во-первых, масло замедляет процесс просушки картины маслом — такие картины могут годами оставаться сырыми или липкими (привет, бытовой мусор и пыль!). Во-вторых, излишек масла изменяет химический состав краски — красочный слой при высыхании чернеет, во время смешивания краски становится вязкими и неудобными в работе. Единственное верное решение — это добавить больше масла в разбавитель, если вы хотите, чтобы картина медленнее высыхала, например, это полезно для многочасовой ежедневной живописной практики с одной картиной.
Лак в чистом виде тоже нежелателен для разведения масла — он делает красочный слой особо хрупким при высыхании, что ведёт к растрескиванию (кракелюры) и даже скалыванию слоёв краски, особенно если грунт холста не очень качественный. На лаке без разбавителя и масла можно писать на пленэре, если хочется чтобы картина маслом высыхала как можно быстрее. Но этим не стоит злоупотреблять — если написать быстрый этюд маслом на пленэре на лаке можно, то работать над картиной в мастерской уже не стоит. Подготовительная или учебная работа может претерпеть нарушения технологии, качественное живописное произведение — нет.
Использование пинена для разведения красок тоже чревато пожухлостями и потемнениями (особенно это касается живописи маслом на загрунтованном картоне или холсте на картоне, где грунт излишне сухой и “тянущий”). Если добавить к пинену хотя бы немного лака и масла, положение можно спасти.
В некоторых случаях художники используют двойник для разведения красок — смесь пинена и лака.
Такой состав хоть и менее вреден для качества картины, чем использование только одного компонента тройника, но всё же не является полноценным. При разведении краски двойником, она будет быстро высыхать, сохраняя приятную глянцевость и насыщенность цвета, но толстое, многослойное красочное наслоение может быть излишне жёстким и при перепаде температуры самый эластичный холст может не справиться с таким слоем — провиснет или поломается. Кроме того, при ударе такой красочный слой легко трескается, крошится, скалывается. Поэтому за сохранностью, транспортировкой и экспозицией таких живописных работ приходится следить с особой тщательностью.
Растворители нельзя использовать для живописи.
В попытках сэкономить, некоторые художники пишут на скипидаре (разбавитель №1) или уайт-спирите (разбавитель №2). Это тоже не лучший вариант, мягко говоря. Начнём с того, что все растворители очень сильны (они предназначены для строительных и ремонтных работ) и расщепляют краску, убивая напрочь некоторые её компоненты. Картина при этом теряет блеск, яркость и насыщенность цвета, оттенки полотна могут меняться со временем (зеленеть, чернеть, краснеть — это становится почти невозможно предсказать). И потом, у растворителей слишком резкий запах для того, чтобы преспокойно писать на них несколько часов подряд. Используя их, есть риск получить головную боль (в лучшем случае), тошноту и несварение (особенно если заниматься живописью после сытного обеда), ангину и т.д..
Все растворители подходят только для мытья кистей и палитр и не имеют никакого отношения к самой живописи непосредственно! Лучше с ними не экспериментировать.
Оставить комментарий