Как разобрать моторчик пылесоса

Содержание

Пылесос является одним из самых нужных и полезных видов электротехники в доме. Работа у него тяжёлая и пыльная, поэтому аппарат достаточно часто выходит из строя, а ремонт обходится дорого. Имея даже минимальные навыки работы с электроприборами, пылесос можно отремонтировать своими руками, если поломка не очень серьёзная. Чаще всего неполадки возникают в моторе. Чтобы решить проблему, необходимо разобрать двигатель пылесоса, для чего нужно знать его начинку и алгоритм действий. Обо всем этом – в материале далее.

Устройство и признаки неисправности мотора бытового пылесоса

Моторы большинства действующих пылесосов мало чем отличаются — они все в основном коллекторного типа. Такой двигатель состоит из следующих частей:

  • корпус двигателя;
  • статорная обмотка;
  • ротор на оси вала;
  • два подшипника;
  • щётки и щёткодержатели;
  • крыльчатка с кожухом.

Важно! Мотор ─ это движущая сила пылесоса. Поэтому поломки данного вида бытовой техники во многом связаны с работой этого узла и вызваны либо физическим износом деталей, либо некорректной эксплуатацией.

К основным признакам выхода из строя двигателя относятся:

  • вибрация и сильный шум;
  • слабые обороты;
  • неоднородный гул;
  • стирание щёток;
  • перегрев агрегата;
  • прекращение работы двигателя.

Виды и причины поломок в двигателе

Если агрегат совершенно отказывается работать, проблема может быть в системе электропитания. При исправном состоянии электрической цепи и щёток возможны повреждения обмоток двигателя. Низкие обороты, излишний шум и вибрация свидетельствуют о неполадках в подшипниках, удерживающих якорь. Неисправные токосъёмники и изношенные щётки становятся причиной искрения.

Важно! Вышедшие из строя обмотки не ремонтируются. В подобных ситуациях неизбежна замена ротора, а то и самого двигателя.

Частой причиной отказа двигателя становится перегрузка турбины. В непрерывном режиме пылесос должен работать около 30-40 минут. При более длительных нагрузках в результате перегрева некоторые материалы в моторе теряют свои свойства, и он выходит из строя. Не очень внимательные хозяйки редко чистят мешок для сбора пыли и не следят за состоянием фильтров, что также приводит к перегреву. Иногда в шланг попадают посторонние предметы, которые мешают свободному всасыванию, — это еще одна причина перегрузки мотора.

Неблагоприятное влияние на двигатель оказывает проникновение влаги. Турбина в основном состоит из металлических частей, поэтому подвержена влиянию коррозии. Кроме того, под действием влаги на лопастях образуются частицы пыли, которые со временем затрудняют работу турбины.

Одной из самых распространённых причин поломок двигателей можно считать скачки напряжения в наших электросетях. Одного броска напряжения иногда бывает достаточно, чтобы полностью вывести мотор из строя. В некоторых случаях возможно частичное подгорание турбины. Насос будет продолжать работать, но долго не выдержит. Для электрических приборов опасны не только высокие, но и низкие показатели напряжения.

Для устранения появившихся неполадок необходимо разобрать двигатель агрегата. Перед тем, как приступить к демонтажу, следует ознакомиться с расположением отдельных деталей крепления. Разборка данной бытовой техники особой сложности не вызывает, но имеет кое-какие тонкости. В целом, несмотря на очень большое количество марок и моделей, все пылесосы с незначительными отклонениями снабжены одинаковыми моторами.

Разборка мотора пошагово

Для демонтажа двигателя необходимо иметь определенный инструмент и знать последовательность действий, а также нюансы, характерные моторам некоторых марок пылесосов.

Материалы и инструменты для разборки двигателя

Чтобы демонтировать мотор, нужно иметь под рукой такой инструмент, как плоскогубцы, ножовка, круглый напильник, небольшие тиски, два деревянных бруска, ключ на 12.

Алгоритм разборки

При разборке мотора правильно придерживаться следующего алгоритма действий.

  1. Извлечение щёток. Процесс не вызывает никаких затруднений. В некоторых двигателях приходится открутить пару болтов, а в других ─ и того проще.
  2. Снятие кожуха крыльчатки. Его края приходится местами отогнуть от корпуса двигателя, а затем снять, легко постукивая молотком.
  3. Снятие крыльчатки. Эта процедура самая сложная и опасная, поэтому способы ее осуществления вынесены в отдельный подраздел.
  4. Удаление подшипников. Манипуляция проводится при помощи съёмника.

Способы снятия крыльчатки

Снять крыльчатку с двигателя ─ задача непростая, так как гайка, которую следует открутить, находится в очень неудобном месте. Обычно для этого процесса используют три способа.

  1. Вместо снятых щёток вставляют деревянные бруски соответствующих размеров, чтобы они немного выходили наружу. Концам, упирающимся в ротор, придают форму полукруга при помощи напильника. С обеих сторон бруски зажимаются тисками таким образом, чтобы не повредить ротор, но в то же время обеспечить его неподвижность при откручивании гайки.
  2. Около 20 см мягкой изолированной проволоки сечением до 2,5 мм петлёй надевают на заднюю часть якоря, а затем, проворачивая якорь по часовой стрелке, наматывают на токосъёмник. Конец провода крепится к корпусу двигателя. После этого гайку можно открутить.
  3. Третий способ требует от ремонтника ювелирной точности: нужно пропилить на торце вала, где сидит гайка, шлиц для отвёртки. Это можно сделать при помощи дрели или ножовки по металлу. Затем одной рукой при помощи отвёртки удерживают вал от вращения, а другой ─ откручивают гайку. Наглядно процесс можно посмотреть на видео.
Читайте также:  Как проверить пожарную сигнализацию на работоспособность

Есть и четвёртый способ, но не гарантирующий целостность обмотки. Он заключается в том, чтобы расклинить вал якоря при помощи тонкой отвёртки, пропустив её через отверстие на торце мотора. Инструмент осторожно вставляется в зазор между ротором и статором. Гайка обычно сидит очень крепко, и приходится приложить много усилий, чтобы ее открутить.

Совет! Нужно всё время помнить о том, что гайка отворачивается по часовой стрелке. Прежде чем приступить к этой работе, следует ее обработать проникающей жидкостью и несколько минут подождать.

Особенности снятия крыльчатки на моторах разных брендов

Вышеописанные способы снятия крыльчатки подходят для пылесосов LG, Samsung, Karcher, Tomas twin tt и других.

На заметку! По мнению многих специалистов, продукцию фирмы Bosh лучше в домашних условиях не ремонтировать.

Особую сложность представляет собой снятие крыльчатки с мотора без гайки. Это касается некоторых моделей Philips, Zemler. На месте гайки там стоит запрессованная шайба. Подцепить её нет никакой возможности, но есть один способ решить эту проблему. В шайбе делают два отверстия слева и справа от оси. Нарезают в них резьбу. Берут небольшую металлическую пластину и высверливают в ней три отверстия чуть большего диаметра, чем на шайбе. В среднем из них нарезают резьбу. На торце оси делают выемку. Через крайние отверстия пластины свободно пропускают болты и вкручивают в резьбовые отверстия на шайбе. Один болт закручивается в середину пластины и идёт на выемку торца. Получается своего рода съёмник. Прокручивая центральный болт по часовой стрелке, крыльчатку снимают с оси.

Некоторые модели двигателей не вызывают больших проблем при демонтаже. Мотор пылесоса Ракета легко разбирается при помощи длинной отвёртки. Однако гайка крыльчатки на нем снимается против часовой стрелки. Одной рукой нужно держать якорь, а другой ─ откручивать гайку. Также легко проделать эту операцию с двигателем Vitek.

Признаки фатальных поломок мотора

Всё вышесказанное о разборке двигателя не имеет смысла, если он не подлежит ремонту. Мотор не выходит из строя мгновенно. Проявлениями близкого конца могут быть следующие признаки:

  • двигатель свистит и сильно гудит;
  • при работе ощущается запах гари;
  • перегревается корпус пылесоса;
  • аппарат отключается после 10-15 минут работы.

Подобные проявления могут указывать и на менее серьёзные проблемы, но игнорировать их нельзя. Если все симптомы свидетельствуют о том, что двигатель вышел из строя, придётся заменить его новым.

Выбор нового двигателя

При выборе нового мотора важно учитывать некоторые параметры:

  1. модель пылесоса;
  2. идентичность форм старого и нового мотора;
  3. наличие или отсутствие юбки под крыльчаткой;
  4. мощность движка, указанная на моторе или корпусе пылесоса, — она колеблется в пределах от 1600W до 2200 W;
  5. формы отверстий для держателя мотора.
  6. соответствие габаритов старого и нового двигателей и их крыльчаток.

Важно! Приобретение нового двигателя ─ дело серьёзное. Если нет полной уверенности в своих знаниях, лучше обратиться к специалисту.

Пылесос стал одним из самых полезных и надёжных помощников человека. Этот агрегат может прослужить долго при надлежащем уходе и внимательном отношении к себе. Пользователю достаточно знать и применять на практике несколько несложных правил:

  • давать возможность прибору отдохнуть;
  • следить за чистотой фильтров;
  • вовремя менять пылесборники;
  • не допускать ударов по корпусу и не применять вредные моющие средства;
  • у моющего пылесоса насухо протирать металлические элементы;
  • следить за ритмичностью работы агрегата.

Кроме того, следует помнить, что к каждому пылесосу прилагается инструкция. А перед эксплуатацией любой техники необходимо внимательно изучить её, чтобы узнать все тонкости использования и обслуживания, присущие именно этой модели.

Самые надежные пылесосы по мнению покупателей

Пылесос Thomas Aqua Pet & Family на Яндекс Маркете

Пылесос Thomas DryBOX+AquaBOX Cat & Dog на Яндекс Маркете

Пылесос Thomas Perfect Air Feel Fresh на Яндекс Маркете

Пылесос Miele SBAD0 на Яндекс Маркете

Пылесос Thomas DryBox Amfibia на Яндекс Маркете

Пылесос является одним из самых нужных и полезных видов электротехники в доме. Работа у него тяжёлая и пыльная, поэтому аппарат достаточно часто выходит из строя, а ремонт обходится дорого. Имея даже минимальные навыки работы с электроприборами, пылесос можно отремонтировать своими руками, если поломка не очень серьёзная. Чаще всего неполадки возникают в моторе. Чтобы решить проблему, необходимо разобрать двигатель пылесоса, для чего нужно знать его начинку и алгоритм действий. Обо всем этом – в материале далее.

Устройство и признаки неисправности мотора бытового пылесоса

Моторы большинства действующих пылесосов мало чем отличаются — они все в основном коллекторного типа. Такой двигатель состоит из следующих частей:

  • корпус двигателя;
  • статорная обмотка;
  • ротор на оси вала;
  • два подшипника;
  • щётки и щёткодержатели;
  • крыльчатка с кожухом.

Важно! Мотор ─ это движущая сила пылесоса. Поэтому поломки данного вида бытовой техники во многом связаны с работой этого узла и вызваны либо физическим износом деталей, либо некорректной эксплуатацией.

К основным признакам выхода из строя двигателя относятся:

  • вибрация и сильный шум;
  • слабые обороты;
  • неоднородный гул;
  • стирание щёток;
  • перегрев агрегата;
  • прекращение работы двигателя.
Читайте также:  Как отмыть белые кожаные кеды

Виды и причины поломок в двигателе

Если агрегат совершенно отказывается работать, проблема может быть в системе электропитания. При исправном состоянии электрической цепи и щёток возможны повреждения обмоток двигателя. Низкие обороты, излишний шум и вибрация свидетельствуют о неполадках в подшипниках, удерживающих якорь. Неисправные токосъёмники и изношенные щётки становятся причиной искрения.

Важно! Вышедшие из строя обмотки не ремонтируются. В подобных ситуациях неизбежна замена ротора, а то и самого двигателя.

Частой причиной отказа двигателя становится перегрузка турбины. В непрерывном режиме пылесос должен работать около 30-40 минут. При более длительных нагрузках в результате перегрева некоторые материалы в моторе теряют свои свойства, и он выходит из строя. Не очень внимательные хозяйки редко чистят мешок для сбора пыли и не следят за состоянием фильтров, что также приводит к перегреву. Иногда в шланг попадают посторонние предметы, которые мешают свободному всасыванию, — это еще одна причина перегрузки мотора.

Неблагоприятное влияние на двигатель оказывает проникновение влаги. Турбина в основном состоит из металлических частей, поэтому подвержена влиянию коррозии. Кроме того, под действием влаги на лопастях образуются частицы пыли, которые со временем затрудняют работу турбины.

Одной из самых распространённых причин поломок двигателей можно считать скачки напряжения в наших электросетях. Одного броска напряжения иногда бывает достаточно, чтобы полностью вывести мотор из строя. В некоторых случаях возможно частичное подгорание турбины. Насос будет продолжать работать, но долго не выдержит. Для электрических приборов опасны не только высокие, но и низкие показатели напряжения.

Для устранения появившихся неполадок необходимо разобрать двигатель агрегата. Перед тем, как приступить к демонтажу, следует ознакомиться с расположением отдельных деталей крепления. Разборка данной бытовой техники особой сложности не вызывает, но имеет кое-какие тонкости. В целом, несмотря на очень большое количество марок и моделей, все пылесосы с незначительными отклонениями снабжены одинаковыми моторами.

Разборка мотора пошагово

Для демонтажа двигателя необходимо иметь определенный инструмент и знать последовательность действий, а также нюансы, характерные моторам некоторых марок пылесосов.

Материалы и инструменты для разборки двигателя

Чтобы демонтировать мотор, нужно иметь под рукой такой инструмент, как плоскогубцы, ножовка, круглый напильник, небольшие тиски, два деревянных бруска, ключ на 12.

Алгоритм разборки

При разборке мотора правильно придерживаться следующего алгоритма действий.

  1. Извлечение щёток. Процесс не вызывает никаких затруднений. В некоторых двигателях приходится открутить пару болтов, а в других ─ и того проще.
  2. Снятие кожуха крыльчатки. Его края приходится местами отогнуть от корпуса двигателя, а затем снять, легко постукивая молотком.
  3. Снятие крыльчатки. Эта процедура самая сложная и опасная, поэтому способы ее осуществления вынесены в отдельный подраздел.
  4. Удаление подшипников. Манипуляция проводится при помощи съёмника.

Способы снятия крыльчатки

Снять крыльчатку с двигателя ─ задача непростая, так как гайка, которую следует открутить, находится в очень неудобном месте. Обычно для этого процесса используют три способа.

  1. Вместо снятых щёток вставляют деревянные бруски соответствующих размеров, чтобы они немного выходили наружу. Концам, упирающимся в ротор, придают форму полукруга при помощи напильника. С обеих сторон бруски зажимаются тисками таким образом, чтобы не повредить ротор, но в то же время обеспечить его неподвижность при откручивании гайки.
  2. Около 20 см мягкой изолированной проволоки сечением до 2,5 мм петлёй надевают на заднюю часть якоря, а затем, проворачивая якорь по часовой стрелке, наматывают на токосъёмник. Конец провода крепится к корпусу двигателя. После этого гайку можно открутить.
  3. Третий способ требует от ремонтника ювелирной точности: нужно пропилить на торце вала, где сидит гайка, шлиц для отвёртки. Это можно сделать при помощи дрели или ножовки по металлу. Затем одной рукой при помощи отвёртки удерживают вал от вращения, а другой ─ откручивают гайку. Наглядно процесс можно посмотреть на видео.

Есть и четвёртый способ, но не гарантирующий целостность обмотки. Он заключается в том, чтобы расклинить вал якоря при помощи тонкой отвёртки, пропустив её через отверстие на торце мотора. Инструмент осторожно вставляется в зазор между ротором и статором. Гайка обычно сидит очень крепко, и приходится приложить много усилий, чтобы ее открутить.

Совет! Нужно всё время помнить о том, что гайка отворачивается по часовой стрелке. Прежде чем приступить к этой работе, следует ее обработать проникающей жидкостью и несколько минут подождать.

Особенности снятия крыльчатки на моторах разных брендов

Вышеописанные способы снятия крыльчатки подходят для пылесосов LG, Samsung, Karcher, Tomas twin tt и других.

На заметку! По мнению многих специалистов, продукцию фирмы Bosh лучше в домашних условиях не ремонтировать.

Особую сложность представляет собой снятие крыльчатки с мотора без гайки. Это касается некоторых моделей Philips, Zemler. На месте гайки там стоит запрессованная шайба. Подцепить её нет никакой возможности, но есть один способ решить эту проблему. В шайбе делают два отверстия слева и справа от оси. Нарезают в них резьбу. Берут небольшую металлическую пластину и высверливают в ней три отверстия чуть большего диаметра, чем на шайбе. В среднем из них нарезают резьбу. На торце оси делают выемку. Через крайние отверстия пластины свободно пропускают болты и вкручивают в резьбовые отверстия на шайбе. Один болт закручивается в середину пластины и идёт на выемку торца. Получается своего рода съёмник. Прокручивая центральный болт по часовой стрелке, крыльчатку снимают с оси.

Читайте также:  Использование планшета в качестве навигатора

Некоторые модели двигателей не вызывают больших проблем при демонтаже. Мотор пылесоса Ракета легко разбирается при помощи длинной отвёртки. Однако гайка крыльчатки на нем снимается против часовой стрелки. Одной рукой нужно держать якорь, а другой ─ откручивать гайку. Также легко проделать эту операцию с двигателем Vitek.

Признаки фатальных поломок мотора

Всё вышесказанное о разборке двигателя не имеет смысла, если он не подлежит ремонту. Мотор не выходит из строя мгновенно. Проявлениями близкого конца могут быть следующие признаки:

  • двигатель свистит и сильно гудит;
  • при работе ощущается запах гари;
  • перегревается корпус пылесоса;
  • аппарат отключается после 10-15 минут работы.

Подобные проявления могут указывать и на менее серьёзные проблемы, но игнорировать их нельзя. Если все симптомы свидетельствуют о том, что двигатель вышел из строя, придётся заменить его новым.

Выбор нового двигателя

При выборе нового мотора важно учитывать некоторые параметры:

  1. модель пылесоса;
  2. идентичность форм старого и нового мотора;
  3. наличие или отсутствие юбки под крыльчаткой;
  4. мощность движка, указанная на моторе или корпусе пылесоса, — она колеблется в пределах от 1600W до 2200 W;
  5. формы отверстий для держателя мотора.
  6. соответствие габаритов старого и нового двигателей и их крыльчаток.

Важно! Приобретение нового двигателя ─ дело серьёзное. Если нет полной уверенности в своих знаниях, лучше обратиться к специалисту.

Пылесос стал одним из самых полезных и надёжных помощников человека. Этот агрегат может прослужить долго при надлежащем уходе и внимательном отношении к себе. Пользователю достаточно знать и применять на практике несколько несложных правил:

  • давать возможность прибору отдохнуть;
  • следить за чистотой фильтров;
  • вовремя менять пылесборники;
  • не допускать ударов по корпусу и не применять вредные моющие средства;
  • у моющего пылесоса насухо протирать металлические элементы;
  • следить за ритмичностью работы агрегата.

Кроме того, следует помнить, что к каждому пылесосу прилагается инструкция. А перед эксплуатацией любой техники необходимо внимательно изучить её, чтобы узнать все тонкости использования и обслуживания, присущие именно этой модели.

Самые надежные пылесосы по мнению покупателей

Пылесос Thomas Aqua Pet & Family на Яндекс Маркете

Пылесос Thomas DryBOX+AquaBOX Cat & Dog на Яндекс Маркете

Пылесос Thomas Perfect Air Feel Fresh на Яндекс Маркете

Пылесос Miele SBAD0 на Яндекс Маркете

Пылесос Thomas DryBox Amfibia на Яндекс Маркете

Речь пойдет о моторе пылесоса Samsung SC 8854 2000 Ватт , который был заменен в декабре прошлого года. Об этом процессе была написана предыдущая статья.

После долгих раздумий, решил все-таки разобрать и посмотреть серьезность его поломки.

Первое что нужно сделать – это снять кожух крыльчатки. Это делается с помощью молотка, постепенно по кругу она сбивается по направлению от электромотора пылесоса.

Сняв кожух, беремся за крыльчатку. Она крепится одной гайкой с левой резьбой к валу якоря. Притом она еще приклеена резьбовым клеем. Чтобы ее открутить нужно очень постараться. В интернете есть очень много советов как ее открутить:

  1. Сделать прорезь в валу якоря гравером под торцевую отвертку. Удерживая отверткой вал, гаечным ключом откручивать гайку.
  2. Стопорить якорь отверткой и крутить гайку.

Я же использовал пневматический гайковерт. Так как гравера у меня не было, а застопорить отверткой не получилось. Очень хороший резьбовой клей.

Итак, гайка откручена, снимаем крыльчатку.

Под ней сепаратор, который держится двумя винтами, выкручиваем их. И вот доступ к электромотору пылесоса открыт.

Откручиваем четыре винта планки, в которую впрессован верхний подшипник. В моем случае, когда подшипник рассыпался, она снимается легко, а если нет, то нужно выбивать якорь с подшипниками со стороны задней крышки, подобрав оправку по размеру отверстия в задней крышке.

При визуальном осмотре якоря, было обнаружено повреждение обмотки. Причина: шарики подшипника прошли между якорем и статором, работающего (вращающегося) мотора. Соответственно он заклинил и задымил.

Данный якорь требует перемотки. Я пошел легким путем, просто заменил мотор в пылесосе.

Идем дальше. Чтобы снять внутреннюю обойму развалившегося подшипника пришлось ее распилить пневматической болгаркой. А если таковой нет, можно это сделать гравером. Наружная обойма легко выбивается отверткой.

Новый подшипник запрессовать можно с помощью трубки, размер которой должен быть строго как внутренняя обойма. А если задний подшипник имеет люфт, то его тоже следует заменить, спрессовать съемником.

Все остальное собираем в обратном порядке.

Спасибо за внимание. Надеюсь, моя статья будет вам полезна. Пишите свои комментарии и пожелания

Как разобрать мотор пылесоса : 2 комментария

В какое место, одевается чёрная шайба (4 фото снизу, на ней якорь лежит)? И в какой очереди? Вроде бы сверху, якорь-шайба-подшипник-гайка, но я не уверен.

Эта шайба не имеет к мотору ни какого отношения (просто подложили под якорь, чтобы держался).

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*