Содержание
- 1 Правила подсчёта потреблённого ресурса
- 2 Формулы по тарифам
- 3 Ориентирование по квитанциям
- 4 Права потребителей
- 5 Что такое водоотведение в коммунальных платежах
- 6 Как посчитать водоотведение по счетчику
- 7 Как не платить за водоотведение
- 8 Нулевой норматив и его последствия
- 9 Если исполнитель УО/ТСЖ/ЖСК
- 10 Если исполнитель услуги РСО
- 11 Выводы
Оплачивать водоотведение обязаны собственники не только квартир, но и некоторые владельцы частных домов. При этом важно понимать, что под водоотведением подразумевается не только канализационная система. В услугу входит слив использованного ресурса, отведение его от жилья, транспортировка, непосредственно утилизация и очистка для повторного использования.
Регулирует систему водоснабжения и водоотведения на сегодняшний день соответствующий закон, принятый 7 декабря 2011 года. В нём отражаются также требования к предоставляемой услуге, правила контроля качества таковой. Помимо данного закона в этом вопросе также следует ссылаться на нормативные акты, которые регулировали его ранее, а именно правительственные постановления, региональные акты, нормативы территориальных организаций поставщиков.
Поскольку речь идёт об отдельной категории коммунальных услуг, потребителям необходимо знать, как считается водоотведение и какие различия между расчётами с наличием и при отсутствии приборов учёта.
Правила подсчёта потреблённого ресурса
Интересуясь вопросом, как рассчитать водоотведение, необходимо руководствоваться следующими правилами:
- В соответствии с тринадцатым пунктом Правительственного Постановления Российской Федерации № 392 от 30 июля 2004 года, для определения размеров оплаты применяется установленная формула, где тариф за водоотведение, принятый в регионе, умножают на размер потреблённого ресурса;
При наличии установленных индивидуальных счётчиков на горячую и холодную воду в квартире в формуле используются их показатели, при расчётах на человека без счетчика применяются средние показатели, принятые местными органами самоуправления;
- Если счетчики водоотведения имеются, умножается количество кубометров горячей воды на региональный тариф, учитывая НДС, после чего умножается количество кубометров холодной воды на этот же тариф и эти два полученных результата суммируются, что и составляет сумму к оплате;
- При отсутствии приборов учёта потреблённого ресурса применяются стандартные нормативы по населённому пункту независимо от того, сколько на самом деле использует потребитель и использует ли вообще;
- Действующие нормативы пересматриваются ежегодно и публикуются на официальных сайтах местных администраций, а также в местных СМИ;
- Когда речь идёт о многоквартирном доме, во внимание принимаются общие домовые счётчики, если таковые имеются.
Формулы по тарифам
Подводя итог к вышесказанному, формула, по которой считается сумма к оплате за водоотведение, выглядит следующим образом:
Так, когда сумма расходов горячего и холодного водоснабжения за прошедший месяц составляет тридцать кубометров при тарифе восемнадцать рублей – 30*18=540 – именно столько придётся заплатить.
В интересах каждого потребителя самостоятельно контролировать нормы потреблённых ресурсов и требуемые размеры оплаты. Управляющие компании порой пользуются невнимательностью населения и их низкой правовой осведомлённостью, поэтому перед оплатой не будет лишним сверить показатели в квитанции с реальными цифрами. Так, к примеру, если в квитанции значится, что холодной воды за месяц потреблено восемь кубометров, а горячей девять, что в сумме равно двадцать (хотя должно быть семнадцать), потребитель имеет законное право пожаловаться на управляющую компанию в суд.
В реальности оплата по счетчику, установленному для всего дома, не столь распространённое явление на сегодняшний день. Тем не менее, все жильцы многоквартирного дома, где такой учётный прибор имеется, имеют право доступа к его показаниям. Хотя с другой стороны, вычислить по нему, кто именно и сколько использовал невозможно, для этого требуются только индивидуальные счётчики.
Ориентирование по квитанциям
При установленных общих домовых счётчиков или индивидуальных приборов учёта в квартире не возникает проблем, чтобы посчитать сумму к оплате, зная простую формулу и используя приведённый выше пример расчётов. При отсутствии счётчиков, как упоминалось выше, применяются региональные нормативы. В этом случае вообще не нужно ничего считать, вся информация будет отображена в квитанции.
Изучая информацию, представленную в квитанции, которая каждый месяц приходит всем потребителям, можно узнать о том, имеются ли в многоквартирном доме общие приборы учёта. Так, если установлены такие на горячую и холодную воду, в квитанции будут такие обозначения, как ГВ ДПУ и ХВС ДПУ. В этом случае умножать региональный тариф водоотвода придётся не на показатели своих личных счетчиков в квартире, а на показатели общего домового.
Из показаний совместных приборов учёта вычитаются также общие домовые потребности, такие, как уборка территории и подъездов. Если таких приборов нет, но индивидуальные счётчики есть в квартире, в квитанции это будет отражено отметками ГВ ИПУ и ХВС ИПУ.
По всем спорным и прочим вопросам, которые возникают при получении квитанции к оплате, независимо от наличия счётчика, необходимо обращаться непосредственно в управляющую компанию.
Права потребителей
Ориентируясь в том, как считать водоотведение по счетчику, важно знать, что помимо обязательств своевременно и полностью оплачивать коммунальные услуги, к которым относится и водоотведение, каждый потребитель имеет право на получение качественных услуг. Если же таковые не предоставляются или не соответствуют требованиям, установленным российским законодательством, каждый гражданин вправе требовать перерасчёта.
Подготовка документов для подачи жалобы:
Самостоятельные письменные расчёты требуемых сборов в соответствии с прилагаемыми квитанциями;
- Официальный отчёт управляющей компании за текущий год;
- Запланированные расходы управляющей организации на следующий год (сметы, копии смежной документации);
- Информация о доходах и расходах УК.
Чтобы перерасчёт за некачественные услуги действительно был произведён, необходимо представить зафиксированные доказательства того, что они на самом деле оказывались некачественные, что нарушает законодательные нормы, и с какого периода. Все предоставляемые коммунальные услуги считаются за определённый временной период, поэтому если он не зафиксирован, доказать что-либо будет не так просто.
Изучая полученные счета за оплату коммунальных услуг, многие обращали внимание на статью по отводу сточных вод. По остальным платежам вопросов не возникает – сумма начисляется на основе показаний счетчиков или установленных норм. Но способ подсчета за отведение сточных вод, отмеченных в квитанции, не всегда понятен.
Что такое водоотведение в коммунальных платежах
Большинство полагает, что водоотведение – это удаление из квартиры воды, использованной на бытовые нужды. Однако в жилищно-коммунальном хозяйстве под данным термином подразумевают более емкое понятие.
Понятие сточных вод в ЖКХ
Сточные воды отводятся в несколько этапов:
- стоки поступают в городскую канализационную систему;
- если жидкость невозможно транспортировать самотеком, она перекачивается насосными станциями с проведением очистки и устранением механических загрязнений;
- отфильтрованный мусор поступает на городскую свалку;
- очищенная вода выводится в природные водоемы.
Эти мероприятия призваны обеспечить экологическую безопасность водоотведения, и требуют значительных финансовых затрат. Средства изыскиваются за счет оплаты стоков населением.
Законодательная база
Вопрос удаления сточных вод законодательно регулируется на государственном уровне. Содержание понятия изложено в правительственном постановлении №354, подписанном в мае 2011 года. Норматив предусматривает возможность назначения таких платежей для всех потребителей услуг в коммунальной сфере.
Порядок оплаты водоотведения определяется следующими нормативными актами:
- правительственными постановлениями, регулирующими работу ЖКХ;
- местными документами, устанавливающими порядок расчета коммунальных платежей;
- ведомственными нормами водопоставляющих и прочих структур, оказывающих услуги;
- узаконенными решениями и рекомендациями региональных органов власти.
Расчет платежей производится на основе общей методики, в пределах отдельных регионов.
Как посчитать водоотведение по счетчику
Расчет платы за отведение сточных вод включает несколько важных показателей и определяется с учетом специфики региона. Сумма к оплате насчитывается следующими способами:
- на основе показаний индивидуального счетчика воды, определяющего объемы ее поставки, и установленного в отдельной квартире;
- по данным общедомовых приборов учета;
- согласно установленным нормативам.
Из этих трех способов для пользователя наиболее выгоден вариант с персональным водомером в квартире.
Тариф на оплату водоотведения в многоквартирном доме
По РФ отсутствует единый тариф за отвод сточных вод в многоквартирных домах, поскольку величина расценки зависит от нескольких характеристик:
- климата области – уровень оплаты возрастает для холодных регионов, поскольку требует от коммунальных структур увеличения затрат на содержание коммуникаций;
- степени изношенности канализационной системы;
- состояния водопроводных сетей;
- удаленности объектов хозяйства;
- расположения насосных узлов;
- количества подключенных потребителей;
- объема затрат на работу аварийщиков и сотрудников коммунальной сферы.
С учетом совокупности этих факторов тариф на стоки назначается постановлением региональных органов власти.
Приборы учета водоотведения
Кроме подсчета по формуле, для определения объема сточных вод применяются специализированные учетные устройства.
Но с внедрением такого оборудования возникают сложности, по причине необходимости выделения дополнительного финансирования на приобретение и установку счетчиков.
Оборудование, учитывающее объем сточных вод, по принципу действия разделяется на следующие категории:
- ультразвуковое;
- электромагнитное;
- механическое (рычажное или маятниковое).
Ультразвуковые устройства – самые экономные в учете, но дороги в приобретении, что объясняет их низкую популярность. Оптимальный вариант – электромагнитный счетчик, с приемлемыми результатами замеров при разумной цене.
Самые популярные приборы – механические, по причине невысокой стоимости. Их недостаток – низкая точность измерения расхода стоков.
Расчет стоимости отвода сточных вод
Расчет выполняется по формуле:
ОС = (ПХВ+ПГВ) х Т, где
- ОС – размер оплаты сточных вод;
- ПХВ и ПГВ – месячные платежи, соответственно, за холодное и горячее водоснабжение;
- Т – тариф, назначенный за удаление стоков.
Платеж рассчитывается ежемесячно и вносится в квитанцию отдельной статьей затрат.
Как не платить за водоотведение
Все потребители обязаны оплачивать отвод сточных вод службами ЖКХ. Однако правительственным постановлением №344, принятым в апреле 2013 года, установлено, что эти платежи в РФ не должны включаться в счета оплаты общедомовых нужд.
Учитывая данное обстоятельство, стоки могут начисляться только за индивидуальное потребление воды. Потребители вправе подать иск в судебную инстанцию на управляющую компанию, если это правило нарушается.
Для владельцев частных домов, не пользующихся центральной канализацией, достаточно обратиться с заявлением в компанию ЖКХ, поставляющую воду. В этом случае платить за сточные воды не придется.
Казалось бы, остались в прошлом споры о порядке расчета «водоотведения на ОДН», всколыхнувшие всю страну. 1 июня 2017 года вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124), в том числе – введен в действие подпункт «в(4)» пункта 21, устанавливающий, что объем сточных вод, отводимых от многоквартирного дома (далее – МКД), при отсутствии общедомового прибора учета (далее – ОПУ) водоотведения определяется как сумма объемов горячего и холодного водоснабжения, поданных в указанный МКД. И вроде бы порядок расчета «водоотведения на содержание общего имущества» (далее – «водоотведение на СОИ») теперь окончательно определился, однако проблемы с этим коммунальным ресурсом по-прежнему существуют.
Нулевой норматив и его последствия
Органы госвласти ряда субъектов РФ по какой-то причине не посчитали нужным утверждать нормативы потребления такого коммунального ресурса как «водоотведение на СОИ». В таких регионах указанный норматив считается равным нулю, в связи с чем в случае отсутствия ОПУ водоотведения (а в подавляющем числе МКД в России такие ОПУ отсутствуют) предъявление потребителям к оплате «водоотведения на СОИ» неправомерно.
Очевидно, что если руководствоваться формулой, утвержденной подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения), учитывая наличие таких составляющих «содержания жилья», как «горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ГВС на СОИ) и «холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ХВС на СОИ), то в составе общего объема водоотведения МКД появляется такая составляющая как «водоотведение на СОИ» (объем рассчитывается как сумма ГВС на СОИ и ХВС на СОИ).
При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.
Если исполнитель УО/ТСЖ/ЖСК
УО/ТСЖ/ЖСК, предоставляющие потребителям в МКД коммунальную услугу «отведение сточных вод» (указанную услугу корректно также называть «водоотведение»), в соответствии с Правилами 124 обязаны оплатить в соответствующую РСО коммунальный ресурс, приобретаемый с целью оказания коммунальной услуги по водоотведению.
При отсутствии в доме ОПУ водоотведения и наличии ОПУ ГВС и ХВС объем указанного коммунального ресурса определяется в соответствии с подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения).
В такой ситуации, как указано ранее, при наличии таких составляющих «содержания жилья», как ГВС на СОИ и ХВС на СОИ, возникает некий объем «водоотведения на СОИ», фактическую стоимость которого нельзя предъявлять к оплате собственникам помещений.
Если органы госвласти субъекта утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», то УО/ТСЖ/ЖСК имеет право предъявлять указанный коммунальный ресурс к оплате потребителям в объеме утвержденного норматива потребления. Сверхнормативное потребление УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплачивать в РСО за свой счет, то есть стоимость такого сверхнормативного объема – это убыток УО/ТСЖ/ЖСК.
Если же в регионе не утвержден норматив потребления «водоотведения на СОИ» (то есть, норматив равен нулю), УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплатить в РСО весь объем указанного коммунального ресурса за свой счет.
В таком случае представляется верным обжалование в суд бездействия органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, которые не утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам УО/ТСЖ/ЖСК (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета соответствующих убытков на оплату «водоотведения на СОИ».
Кроме того, УО/ТСЖ/ЖСК могут инициировать общее собрание собственников помещений (далее – ОСС), предусмотрев в повестке дня вопрос о заключении договора на водоотведение между собственниками помещений МКД и РСО (так называемый «прямой договор»). В случае принятия собственниками решения о заключении договора на водоотведение непосредственно с РСО порядок расчета между РСО и УО/ТСЖ/ЖСК изменится, и формула, предусмотренная подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124, не будет подлежать применению.
Если исполнитель услуги РСО
В случае, если между собственниками помещений МКД и РСО заключен «прямой договор» предоставления коммунальной услуги по водоотведению (неважно, по чьей инициативе – РСО или ОСС), тогда исполнителем коммунальной услуги по водоотведению является РСО.
В этом случае РСО предъявляет «отведение сточных вод», потребленное в помещениях МКД, к оплате собственникам соответствующих помещений.
Разумеется, кроме коммунальной услуги по водоотведению, предъявляемой к оплате потребителям в МКД, РСО предъявляет к оплате лицу, управляющему таким домом (УО/ТСЖ/ЖСК) стоимость коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества (далее – КР СОИ). Порядок расчета объема КР СОИ определяется пунктом 21(1) Правил 124. В случае, если МКД не оборудован ОПУ соответствующего коммунального ресурса, необходимо применять формулу, утвержденную подпунктом «в» пункта 21(1) Правил 124, устанавливающую, что объем КР СОИ, подлежащий оплате от УО/ТСЖ/ЖСК в пользу РСО в случае отсутствия в доме ОПУ соответствующего коммунального ресурса, определяется исходя из норматива потребления указанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества.
Таким образом, при «прямом договоре» предоставления коммунальной услуги по водоотведению и отсутствию в МКД соответствующего ОПУ, РСО предъявляет к оплате УО/ТСЖ/ЖСК стоимость «водоотведения на СОИ» в объеме, рассчитанном исходя из норматива потребления. Разумеется, в случае, если в субъекте РФ такой норматив не установлен (то есть, равен нулю), РСО не имеет права предъявлять к оплате УО/ТСЖ/ЖСК какой-либо объем «водоотведения на СОИ». В этом случае указанный объем будет являться убытком РСО.
Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.
Выводы
В соответствии с действующим законодательством, в случае отсутствия ОПУ водоотведения потребителям в МКД может предъявляться к оплате «водоотведение на СОИ» в объеме норматива потребления указанного коммунального ресурса (если такой норматив не установлен, то есть равен нулю, предъявление «водоотведения на СОИ» к оплате потребителям неправомерно).
Сверхнормативное потребление «водоотведения на СОИ», образующееся в случае отсутствия ОПУ водоотведения и наличия ОПУ ГВС и ХВС, подлежит оплате из средств исполнителя коммунальной услуги по водоотведению: УО/ТСЖ/ЖСК (при «классической» схеме предоставления коммунальной услуги) или РСО (в случае заключения «прямых договоров» отведения сточных вод).
Оставить комментарий