Как работать с перламутром

Рубрики

  • Мода (31)
  • Этно-стиль (22)
  • Бохо стиль (19)
  • Народный костюм (10)
  • Архитектура, дизайн и декор (24)
  • Славянская культура (11)
  • Деревенсая магия (9)
  • Коллекционные куклы (1)
  • Коллекционные куклы (1)
  • Йога (1)
  • Восточный стиль (17)
  • Для блогов, сайтов, страниц (1)
  • Домоводство (14)
  • духовная практика (53)
  • этикет (2)
  • Жизнь замечательных людей (3)
  • Ислам (16)
  • Вероучение (2)
  • намаз (1)
  • Коллекции (2)
  • Кулинария (35)
  • выпечка (3)
  • Хлеб (3)
  • Блюда из овощей (2)
  • молочные продукты (1)
  • Материнство и детство (2)
  • Мир растений (3)
  • Натуральная косметика, косметика своими руками (8)
  • Натуропатия (73)
  • Ароматерапия (9)
  • здоровье (3)
  • Очистительные практики (2)
  • Лечение по сунне (13)
  • Макробиотика и здоровье (3)
  • Массаж и кинезитерапия (1)
  • Рефлексотерапия (2)
  • Полезные ссылки (1)
  • Про меня (7)
  • Развивающие пособия для детей (1)
  • Рисунок, скульптура, графика (4)
  • Рукоделие (312)
  • Бижутерия (38)
  • вязание крючком (33)
  • Народная игрушка (2)
  • Декупаж (2)
  • Бисероплетение, вязание бисером (8)
  • Вышивка (21)
  • вязание (97)
  • Игрушки своими руками из текстиля (49)
  • Идеи поделок из картона и бумаги (15)
  • Мебель своими руками, идеи, реставрация, переделки (4)
  • Мукосольки (1)
  • Резиночки, заколочки и другие украшения волос (5)
  • Шитьё (15)

Музыка

Я — фотограф

саше-подвеска с лавандой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Понедельник, 05 Марта 2012 г. 10:55 + в цитатник

Раскрой раковину (работа с перламутром)

Моллюсков с твердым панцирем самых причудливейших форм можно обнаружить в любой реке или озере, не говоря уж о морях и океанах, где их разновидности исчисляются тысячами. Хотя пластмассы и другие материалы потеснили раковины, в прикладном искусстве они не потеряли своего значения и сейчас.

Под внешней темно-коричнево-зеленоватой оболочкой створки таится удивительный декоративный материал — перламутр. По прочности он не уступает поделочным камням, а по красоте, изысканному сочетанию разнообразных опалесцирующих бледно-голубых, розовых, красно-оранжевых, даже черных оттенков не имеет себе равных. Недаром перламутр в переводе с немецкого означает «мать жемчуга».

Собирать раковины погибших моллюсков можно по берегам морей и рек. Многие из них уже очищены водой, солнцем и ветром. Попадаются, конечно, и битые, но для многих поделок это не имеет значения. Правда если раковины долго находились вне воды, они стали ломкими, выцветшими и не годятся для работы. Особенно это касается таких тонкостенньи раковин, как речная беззубка или морская мидия. По этой причине их никогда не сушат на солнце, если хотят сохранить целыми.

Встречаются и такие, которые необходимо очистить от наросших на их поверхности известковых покрытий и растений. Красивые и редкие раковины, как правило, используют в поделках целиком. Экземпляры же со сколами или битые служат материалов для резьбы, инкрустации, коллажей.

Металлическими щетками или ножом с внешней поверхности соскребают грязь, известковые остатки удаляют кистью, смоченной в 15 %-ном растворе соляной кислоты. Нелишне напомнить о правилах безопасности при работе с кислотами. Работать следует в хорошо проветриваемом помещении. После смачивания изделия тщательно промойте под струёй воды и почистите металлической щеткой. Операцию повторите несколько раз до полной очистки.

Итак, раковины очищены. Снимите наружный слой (это относится к створчатым перламутровым раковинам). Обдирку произведите напильниками или на наждачном круге, переходя постепенно от более грубого инструмента к тонкому, отделочному. Следующая операция — получение заготовок. Для этого раковины ножовкой по металлу режут на куски. Если их конфигурация сложная, используйте специальный лобзик (см. рис. 1). После этого придайте напильником или на наждачном круге требуемую форму. Края заготовки зачистите надфилями. Далее отшлифуйте поверхности наждачной бумагой с размером зерен от 100 до 20 мк и отполируйте с помощью полировочных паст на войлочном или фланелевом кругу. Обращаем ваше внимание, что паста ГОИ очень въедается в поверхность и ее трудно затем удалить. Поэтому лучше пользоваться пастой, приготовленной из воска с добавкой зубного порошка.

Иногда в раковине необходимо просверлить отверстие. Материал ее легко поддается обычным сверлам по металлу даже вручную. Для этих целей можно сделать нехитрое приспособление, показанное на рисунке 2. В деревянной ручке шилом предварительно проколите отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра сверла. Легкими ударами или просто нажимом сверло плотно вставляется в ручку.

Очень удобна для сверления самодельная бормашина, изготовленная из микроэлектродвигателя, снятого со сломанной игрушки. Закрепив на валу шлифовальную палочку, ею удобно пользоваться при шлифовании труднодоступных мест, что особенно необходимо в ажурной резьбе. В некоторых случаях приходится склеивать заготовки из раковин с металлом, камнем, деревом и другими материалами. Лучший клей — ПВА, следы от него после высыхания почти не видны. Для большей прочности в клей мелкими порциями добавляют гипс и, помешивая, доводят до сметаноподобной кашицы. Склеиваемые поверхности необходимо обработать крупнозернистой наждачной бумагой. Гипс можно добавлять и в другие клеи, например «Момент».

Читайте также:  Изготовление печатей и штампов своими руками

А теперь расскажем, какие же виды работ можно проводить с подготовленными раковинами.

Гравировка
Ей предшествует нанесение рисунка на подготовленную поверхность заготовки из раковины. Для начинающего гравера самый простой способ перевести рисунок через копировальную бумагу. Чтобы линии сохранились четкими и не размазывались во время работы, их надо закрепить лаковой пленкой. Можно наносить рисунок сначала на бумагу, затем наклеить ее резиновым клеем на раковину. После подсыпания клея рисунок накалывается точками. Из отверстий остатки клея удаляют тампоном, смоченным в бензине, и им же втирают тушь. Затем бумагу снимают, точки соединяют линиями при помощи гравировальной иглы или коготка, показанных на рисунке 3. Гравировку часто тонируют обычными цветными карандашами. Эту операцию начинают с того, что контурные линии обводят черным карандашом, после чего влажной тряпкой протирают поверхность. Следы карандаша остаются видимыми только по линии контура. Далее внутреннюю часть рисунка проскребают маленькой стамеской с мелкой насечкой. От частоты насечки зависит плотность цвета на гравированном рисунке. Можно втирать и порошкообразные красители. Удобнее гравировку вести на специальном приспособлении, напоминающем грибок (см. рис. 4). Его вырезают из плотной древесины дуба или бука. С помощью мастики заготовку наклеивают на грибок. Мастика готовится на основе клея, растворимого в ацетоне (например, БФ-4), с добавлением мела или зубного порошка до получения тестообразной массы. Недостаток этой мастики — длительная сушка наклеенной заготовки. Неудобно также то, что после гравировки заготовку отделяют от грибка с помощью ацетона. Поэтому лучше использовать серый пластилин. Правда, при работе бормашинкой он разогревается и теряет прочность.

Во время работы грибок держат в левой руке, шляпку упирают в ложе упора, в правой руке зажимают гравировальный инструмент или резец.

Инструмент для гравировки (резцы, стамесочки) проще всего изготовить из обломков надфилей, метчиков, сверл.

Резьба
Здесь используют те же приспособления, что и при гравировке. Только ажурная резьба требует специального приспособления, применяющегося при выпиливании лобзиком. Инструмент для этого вида работ и техника его применения несколько отличаются от резьбы по другим материалам. Объясняется это слоистостью перламутровых раковин. Чтобы не сорвать слой, резьбу проводят методом выскребания. Основным инструментом в работе служит трехгранный шабер. Инструмент затачивается, как показано на рисунке 5. Обычно его готовят по 2—3 штуки разного диаметра от 1,5 до 6 мм. Остро заточенный шабер вставляют в рукоятку, сделанную по руке. Тогда вы меньше будете уставать. Инструментом можно пользоваться при всех видах резьбы по раковине: рельефной, объемной, контурной, геометрической, гладкой с расцветкой и самой сложной ажурной или, как ее еще называют, резьбе на проем. Резьба отличается от гравировки более выпуклым изображением. После нанесения рисунка следует подрезание контуров изображения. Вначале все контурные линии и границы углубляют, а затем рисунок подрезают сбоку, отделяя его от фона. Инструмент в этом случае проходит справа или слева от линии рисунка. Окружив изображение углубленной канавкой, далее удаляют несколько слоев с фона. На этой стадии работы можно пользоваться надфилями, напильниками, косыми ножами и стамесками. При ажурной резьбе вначале проводят высверливание и выпиливание сквозных отверстий с помощью сверла и лобзика и только после закрепляют заготовку на грибок. Надо помнить, что достоинство материала раскрывается полнее, если изображение удачно сочетается с цветовыми переходами кристаллической структуры раковины.

Работу завершает шлифовка тонкими наждачными бумагами и шлифовальными палочками (см. рис. 6). Окончательная доводка — полировка фланелью.

Тонирование
Усилить восприятие природных достоинств материала помогает тонирование раковины. Простейший прием — матирование. В этом случае углубления оставляют матовыми, а выпуклое изображение шлифуют до жемчужного блеска. Переход от блестящего к матовому выразительно подчеркивает объемность изображения.

Еще один прием — действие на органическую основу раковины химическими реагентами. Применяется он чаще для перламутровых раковин. Вначале их выдерживают в течение 3 суток в растворе азотнокислого серебра (ляпис) или пермангоната калия (марганцовка), а затем просушивают на солнечном свету несколько часов. При таком методе тонирования выбор цветовой гаммы ограничен серым, бурым или черным цветом. Надо учитывать также естественные тона окраски раковин, тогда цветовую гамму можно несколько расширить — получить серо-голубые, коричнево-оранжевые оттенки.

Еще один метод тонирования готовых изделий из перламутра — применение анилиновых красителей. Практика показала, что предпочтительнее использовать красители для шерстяных тканей. Они лучше ложатся на перламутр и более стойки к выцветанию. Советуем пользоваться цветами, близкими к естественным, встречающимся на раковинах — оранжевыми, голубыми, зелеными, черными. Раствор готовится по рецепту, указанному на упаковке. Прежде чем браться за окраску готового изделия, попробуйте краситель на образцах. С их помощью проще подобрать необходимую дозировку и время окрашивания.

Подлежащие окраске изделия из перламутра обрабатывают 3—5%-ным раствором уксусной кислоты, а затем в растворе красителя доводят до кипения и остужают вместе с ним. Окраску проводят и без кипячения, выдерживая в красителе от 2 до 5 суток. В этом случае в краситель добавляют немного уксуса. Окрашенные изделия сушат и полируют. Преимущество анилиновых красителей еще и в том, что они полностью сохраняют естественный опалесцирующий блеск перламутра. Чтобы окрасить изделие не полностью, а выборочно, необходимо части, не подлежащие тонированию, покрыть лаком. После окрашивания его удаляют тампоном, смоченным в ацетоне.

Читайте также:  Интерьеры шебби шик и прованс

Роспись по перламутру
Кроме тонирования перламутровых изделий, существует интереснейшая для зрительного восприятия тональная роспись раковин.

Секрет ее заключается в том, что краситель как бы проникает в саму структуру раковины. Сухой красящий пигмент разводят в растворе уксусной кислоты. Уксус, пропитывая и одновременно растворяя кальций раковины, способствует проникновению красителя в структуру перламутра. Работа эта тонкая, требует исключительного внимания. Рисунок, полученный методом гравировки, тонкой акварельной кистью пропитывают красителем темных тонов. Краске надо дать впитаться, высохнуть, а затем под струёй воды смывать случайные пятна. Изделие насухо вытирают и полируют вновь, чтобы окончательно удалить ненужные пятна красителя, которые успели впитаться. Дальнейшую роспись фоновых поверхностей проводят большой кистью. Краску равномерно наносят на раковину, дают время для подсыхания. Затем изделие промывают под струёй воды. Если тон недостаточно насыщенный, операцию повторяют. При желании осветлить тон, раковину слегка полируют. Кроме анилиновых красителей, можно пользоваться акварельными пигментами, разводя их уксусной кислотой в концентрации не более 20 %. В слабо концентрированных растворах красителя тона получаются менее насыщенные. Высокие концентрации применять не рекомендуем — они вредны для здоровья.

Мозаика из раковин
Как правило, она выполняется на основе из холста, фанеры или оргалита. Если работа ведется на холсте, готовят подрамник, натягивают на него холст, предварительно проклеенный рыбьим клеем или клеем ПВА. Композиция из раковин сначала раскладывается на холсте по нанесенному тонко заточенным угольком рисунку. Каждую раковину тщательно промазывают клеем ПВА и плотно укладывают на место. В композициях раковины используются как целые, так и ломаные. Допустимо использовать раковины от различных видов моллюсков. Красиво смотрятся раковины с камнями и кораллами.

Целым раковинам и их обрезкам иногда с помощью напильника или кусачками можно придать нужную форму.

Один из примеров составления мозаики из раковин показан на рисунке. Своеобразно и интересно смотрятся выклейки из раковин на тонированной черным лаком фанере, оргалите или доске. Здесь могут быть использованы и самые распространенные речные прудовики, катушки, беззубки и морские — гребешки, мидии и устрицы.

Поверхность доски тщательно ошкуривается, а затем покрывается 2—3 слоями черного лака. Пригоден и битумный лак. Если в качестве основы вы используете оргалит, подумайте, какая из его сторон станет лицевой, ведь одна сторона у него тисненая, другая гладкая. Поверхность этого материала лучше тонировать водоэмульсионной краской с добавлением гуаши.

Выполнение мозаик из перламутра близко по технике к флорентийской мозаике из камня, только гамма перламутра хотя и более нежная, но не имеет такого цветового многообразия.

В последнее время художники стали чаще работать в так называемой перегородчатой технике набора. Суть его заключается в том, что между кусочками раковин различной конфигурации прокладывается металлическая проволока или тонированная в черный цвет паста, которая засыхая образует как бы перегородки. Пасту готовят следующим образом. Берут клей ПВА, цемент или гипс и сажу. Все тщательно перемешивается и наносится на основу тонким слоем. Не давая пасте застыть, на нее быстро выкладывают заранее приготовленные отполированные кусочки перламутра и закрепляют.

OCR Рощупкин Максим

Рубрики: Рукоделие

поделки из разных материалов, вышивка, вязание, шитьё

Метки: перламутр секреты мастера рукоделие

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

После долгого отсутствия и "не писания" блогов ,собралась всё же с силами и решила сделать блог по натуральному перламутру и галиотису. В нем я собрала все свои работы, сделанные с этими материалами. Обзор хочется начать вот с этой шкатулки "L’ange folatre" — она делалась на заказ специально для производителя таких заготовок и впоследствии уехала к нему в шоу рум, как пример работы на заготовках такого плана. В этой шкатулочке использовалась краска Пебео Призма-отличный материал -укрывистая, с красивыми эффектами, я в нее влюбилась(Оля Ревуцкая-спасибо ;)). Также были использованы фигурки ангелов, изготовленные в молдах из полиморфуса (в блоге я о нем писать не буду-долго)в комментариях можно будет задать вопросы, что это за зверь и с чем его едят). Золочение было сделано тоже относительно новым на то время материалом-зеркальной поталью, для которой не требуется шеллачная защита. Ну и раз уж блог "перламутровый" — вставка на крышке шкатулки(внутри) была сделана из натурального перламутра.

Вторая работа — шкатулка "Перламутровый флёр". В ней ничего сложно и нет, за исключением разве что применения тату переводок для тела(они на крышке шкатулки) и собственно сама крышка из натурального перламутра.

Третья шкатулочка — с восточной тематикой, сделана из натурального галиотиса(на всех гранях). В этой работе также использовала тату переводки для тела.

Четвертая шкатулка "Витражи" — стилизованная шкатулка-сундучок с имитацией витражной вставки на перламутре(лазерная распечатка с изображением витража вживлялась в перламутр).

Пятая работа, аналогична предыдущей — тоже вживление принта с изображением витража в перламутр. Здесь я впервые попробовала поработать с картами от Чип-Арт с золотым тиснением — очень понравился эффект!

Шестая и седьмая работы — это своеобразный проект "Два рояля", добро и зло, невинность и порок, черное и белое — игра в контрасты. Шкатулки-рояли с натуральным перламутром и галиотисом. Белый рояль — олицетворение чистоты и невинности "Энджела", второй рояль — олицетворение человеческого порока, зависимости от зеленого змия, от которого не так-то легко избавиться "Реквием по Бахусу", с Бахом не путать. Про Бахуса можно почитать в интернете, хотя и был у древних римлян праздник в честь Бахуса, но он для меня скорее негативный персонаж со всеми вытекающими)

Читайте также:  Как крепить брус на нагеля

Ну и пока последняя на сегодняшний день работа, с натуральным галиотисом — фолиант "Фантасмагория". Особенно хочется отметить использование в этой работе картины Александра Маранова — сияющую изнутри и переливающуюся всеми цветами радуги. Его картины как нельзя лучше подходят для вживления в поталь и перламутр-эффекты фееричные. В данной работе я вживляла принт на трансферную голографическую поталь, что дало дополнительные переливы и свечение рисунку.

Перламутр издавна применяется русскими ремесленниками для инкрустации и украшения

Применение перламутра на Руси

В декоративно-прикладном искусстве русских ремесленников перламутр применялся достаточно широко. Это ювелирное дело, украшение интерьеров, оружия, шкатулок и утвари. Из него изготавливали пуговицы, пряжки, гребни, различные вставки.

Применение перламутра в различных изделиях Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Применяли перламутр и в лечении больных, нередко наделяя его магическими свойствами. Из перламутрового слоя раковины изготавливали порошок, который применяли для изготовления кремов, мазей, настоек. Все эти снадобья должны были вернуть молодость, придать сил и здоровья.

Особым образом химически обработанный перламутр применяется в косметике и сейчас.

Брошь с тульской всечкой, мастер С. Горбунов Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Инкрустация перламутром

С древности перламутр используется для инкрустации различных предметов обихода и изготовления украшений. Перламутр издавна использовался для изготовления резных изделий и резки камней.

Шкатулка с перламутровой мозаикой Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Русские мастера применяют его для украшения способом всечки. В Федоскино перламутровые пластины применяют при росписи шкатулок. Лаковая миниатюрная живопись как бы оживает, светится изнутри, когда она производится по перламутровому фону.

Так же используется перламутровая мозаика, когда нарезают кусочки раковины, а затем выкладывают рисунок. Это может быть отделка мебели, шкатулки, стен иди декор на оружии и элементах одежды.

Перламутр хорошо сочетается как с серебром и органическими камнями, так и с поделочными.

Из этого красивого материала делают клавиши музыкальных инструментов и многое другое.

Описание

Перламутр состоит из шестиугольных пластинок арагонита (кристаллов карбоната кальция CaCO3) размерами 10-20 микрон в ширину и полмикрона в толщину, расположенных параллельными слоями. Эти слои разделены листами органической матрицы, состоящей из эластичных биополимеров — таких как хитин, люстрин и шёлкоподобные белки.

Ожерелье из кусочков перламутра. Русская праздничная одежда конца XVIII в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Свет, проходящий по оси одного из кристаллов, отражается и преломляется другими кристаллами, создавая эффект радуги. Это можно также объяснить тем, что толщина кристаллов арагонита сравнима с длиной волны видимого света и поэтому свет различных длин волн испытывает многочисленную и разнообразную интерференцию, выливаясь в различную окраску в зависимости от угла взгляда.

Добыча

Главными местами добычи перламутровых раковин являются Персидский залив, Красное море, Цейлон, Япония, Борнео и Филиппины, некоторые тропические острова Тихого океана. Часто эти раковины являются побочным продуктом производства культивированного жемчуга.

Двустворчатый моллюск с перламутром неизвестен, CC BY-SA 3.0

В России добыча перламутровых моллюсков в основном велась на Севере. Сейчас этот промысел практически сведён к нулю из-за нарушения способов добычи. Речным моллюскам жемчужниц не оставили чистых проточных вод, где они могли бы размножаться.

Сейчас вся надежда на возрождение промысла в России только на «жемчужные фермы», где искусственно создаются условия для размножения и роста жемчужных моллюсков.

Фотогалерея

Полезная информация

Перламу́тр — от нем. Perlmutter — «мать жемчуга»

Перламутр

Внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав.

Интересные факты о перламутре

В Массачуссетском институте давно заинтересовались уникальными свойствами этого природного вещества.

Оказывается, на основе перламутра можно создать сверхпрочную одежду, не пропускающую пули и при этом, её можно «научить» обнаруживать опасности и так далее.

Не удивительно, что подобными открытиями сразу заинтересовались военные.

Вещество, из которого состоит перламутр является самым прочным на Земле.

На основе знаний об особенностях перламутра, можно создавать искусственную костную ткань, сверхпрочные детали и так далее.

Уклейка и восточная эссенция

Есть такая рыбка — уклейка или её ещё в народе называют силявка. Она не считается особо ценной, нередко эту мелкую рыбку используют для наживки.

Но оказывается, именно её чешуя стала основой для создания искусственного перламутра. Мелкие чешуйки на спинке соскабливают и настаивают, пока с них не осыпется серебристый налёт.

Такой способ придумали — по одним сведениям во Франции, в XVII веке, по другим — в Китае и назвали «восточная (или жемчуговая) эссенция». Тяжёлая блестящая взвесь из окраса чешуек и воды смешивается с желатином и её вполне можно использовать для подделки перламутра.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*