Как путешествует крылатка клена

Цели урока:

Дидактическая цель:

  1. Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека).
  2. Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

Развивающие цели:

  1. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
  2. Воспитательная цель:
  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование:

  1. Таблицы “Семена растений”, “Опыление растений ”.
  2. Рисунки растений: одуванчик, бешеный огурец, недотрога.
  3. Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.
  4. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Растения” — по 1 на парту
  5. Образцы плодов и семян — по 1 комплекту на парту.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок
Все за парты, сядем дружно,
Начинать работу нужно.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение синоптика (работа в дневниках наблюдения)

2. Фронтальная работа:

— На прошлом уроке мы узнали, кто участвует в размножений растений

— Какую работу они выполняют? (опыляют растения)

На доске таблица “Опыление растений”.

3. Индивидуальные задания:

3-4 ученика работают на индивидуальных карточках.

— Используя таблицу, расскажите, как происходит опыление растений.

(2 ученика отвечают домашнее задание устно у доски).

III. Сообщение темы и целей урока.

— Достаточно ли работы насекомых для размножения растений?

(Нет. Они только опыляют растение, а семена ещё нужно посадить.)

— А кто это делает? (Люди)

Правильно. Люди сеют семена, ухаживают за растениями, получают урожай.

А кто помогает дикорастущим растениям? Это нам и нужно сегодня выяснить.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

— Что значит, путешествуют (бывают в других городах, странах, и т.д.)

— На чем можно путешествовать? (на поезде, самолёте, теплоходе и т.д.)

— А могут ли так же путешествовать семена растений? (Нет)

— Какова же будет цель сегодняшнего урока?

Дети называют цели, учитель корректирует:

Цели:

  1. Как путешествуют семена?
  2. Кто им помогает путешествовать?
  3. Какое значение имеют эти путешествия для природы?

IV. Открытие нового знания и первичное закрепление.

— У многих семей есть садово-огородные участки, на которых они

выращивают культурные растения. У меня тоже есть. И вот как-то летом среди молодых всходов редиса и салата я обнаружила на своих грядках лужайки из желтых шариков одуванчика.

— Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? Выслушиваются мнения детей.

— Эти семена-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ. Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю.

— ПАРАШЮТИК (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра. Даже при слабом ветре перелетают они на большие расстояния, потому что легкие.

— Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра)

— Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. На доске плакат “Семена летучие”.

На партах наборы семян растений (клена, березы, сосны и др.).

— Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются?

— У клена плоские крылышки, чтобы подольше кружиться, удержаться в воздухе и долететь до земли.

— Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из мелких волосков. Семена березы едва видны простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру.

ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и расселяться семенам с легкими, плоскими и мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их уносит ветер от родительского дерева.

У — Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет,
Как настоящий вертолет (изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)

— Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать?

(Тяжелые. Нет крылышек)

— Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает?

— Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я познаю мир. Растения”

Дети читают. Делают выводы:

— Семенам помогают животные (звери, птицы)

Заранее подготовленные ребята рассказывают о животных:

1. Животные очень важны для распространения семян, поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде всего-сойки.

За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет — это будет хороший вклад в расселение растений.

Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян теряется в пути.

2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.) поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.)

3. Лучше всего распространяются семена и плоды, которые прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая слизь, крючки, шипы, колючки.

4. Рассмотрим как это им удается .

-Кто еще кроме животных может перенести семена? (Человек)

В ходе беседы составляется схема

— В природе существуют растения- артиллеристы (бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки, душистый горошек и т. д.)

— Послушаем рассказ об этих интересных растениях. (Выступление ученика)

Читайте также:  Как отбелить тюль с аспирином

— Создавая новый вид растения, природа в первую очередь заботится о расселении его потомков. Как вы думаете, почему так необходимо расселение растений?

Работа с учебником.

— Семена имеют больше шансов прорасти и дать побеги, если им не приходится соперничать за место, воду и пищу. Потому они совершают далекие путешествия при помощи ветра, животных и человека.

V. Закрепление:

Мы сегодня узнали, как путешествуют семена растений. А сейчас попробуйте ответить на вопрос: какие осенние изменения в природе способствуют расселению семян и плодов растений?

— Заготовка животными запасов

— Увеличение к зиме шерстяного покрова у животных

— Появление грибников и ягодников

Ученики повторяют таким образом способы расселения семян с помощью ветра, животных и человека.

  1. Был цветочек золотой,
    За неделю стал седой.
    А денечка через два
    Облысела голова. (Одуванчик)
  2. Ее семена с мелкими, цепкими крючками прикрепляются к одежде человека и шкуре животных. (Череда)
  3. Он помогает путешествовать семенам-летучкам. (Ветер)
  4. Они помогают расселяться тяжелым плодам, семенам без крылышек. (Животные)
  5. Как называются семена одуванчика? (Парашютик)
  6. Растение-артиллерист (Недотрога)
  7. Плод этого растения – крылатка. (Клен)

Итог урока (рефлексия)

— Что мы сегодня с вами делали на уроке? (изучали распространение плодов и семян растений)

— Зачем мы это делали? (чтобы расширить кругозор, знать как размножаются растения)

— Как мы это делали? (Слушали рассказ учителя, сообщения ребят, находили информацию в учебнике и дополнительной литературе, проводили практическую работу с плодами и семенами растений)

— Что же у нас получилось? (мы знаем, как растения приспособились к расселению, кто им в этом помогает, какое значение это расселение имеет для природы)

Я довольна вашей работой на уроке. Надеюсь, вы это запомните и сможете поделиться своими знаниями со своими родителями.

Литература:

  1. Я познаю мир. Растения. “Издательство АСТ”. 1998 г.
  2. Атлас-определитель “От земли до неба”.
  3. Что есть что. Растения. Издательство “Слово”. 1994 г.
  4. Растительный мир Земли. Под ред. Ф. Фукарек. Издательство “Москва Мир”. 1982 г.

Задачи урока: познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком; обеспечить развитие умений работать с несколькими источниками информации, описывать на основе иллюстраций способы распространения растений в природе.

Урок можно начать с игры, цель которой — закрепление пройденного. В разных концах класса прикреплены таблички с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения». На столе учителя рисунки растений. Ученик должен подойти к столу учителя (к доске), взять карточку с изображением какого-либо растения, показать остальным и подойти к соответствующей табличке. Остальные ученики оценивают аплодисментами правильность ответов одноклассников.

Далее учитель обращает внимание учеников на то, что, несмотря на различия, у растений есть черты сходства. Учитель показывает таблицы, которые он подготовил самостоятельно, и еще раз объясняет, что общего у разных растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.) А как отличить плод от других частей растений? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

Следующий этап урока можно начать с прослушивания учащимися сказки:

«На опушке рос дуб — хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!». Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

После чтения сказки ученики отвечают на вопрос: почему же дуб так и не дождался себе смены? Обобщая ответы первоклассников, учитель заключает: «Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений».

Как же растения переселяются на новые места? Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?». Рисунки-подсказки слева от него отвечают на вопросы: как расселяются растения в природе? Кто (что) им в этом помогает? Слева на переднем плане общего рисунка хорошо виден репейник, а на верхнем рисунке-подсказке нарисована голова собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Учащимся нетрудно сделать вывод, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, овцу, корову, лошадь, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Обращается внимание на второй рисунок-подсказку: зачем птица несет плоды? Дети говорят, что плоды и семена служат кормом для некоторых птиц. А помогают ли птицы расселению растений?

Ученики рассказывают, что птицы в полете могут уронить плоды с семенами и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения. Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Учитель поясняет также, что семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, семена потом быстрее прорастают.

Читайте также:  Как отличить пол кролика фото

На общем рисунке хорошо виден муравейник, а на рисунке-подсказке — муравей, который несет семя. Скорее всего, о том, что и муравьи переносят семена, ученики раньше никогда не слышали. Потому учитель сам рассказывает им о расселении плодов и семян с помощью этих насекомых. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Далее следует обратить внимание на общий рисунок в учебнике. На нем не зря изображен ручей. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. Учитель также отмечает, что некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или озере, как к его оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Познакомить учащихся с распространением плодов и семян с помощью ветра поможет рассказ в хрестоматии «Как деревья с ветром дружат». Учитель читает рассказ, а потом школьники отвечают на предложенный в конце вопрос: как путешествует крылатка клена? Желательно раздать учащимся эти плоды, чтобы они внимательно рассмотрели их с помощью лупы. У них один край крылышка прямой и утолщенный, другой — округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

Далее выполняется практическая работа в парах. Учитель раздает учащимся плоды клена, ясеня. Дети рассматривают рисунок в учебном пособии и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

Можно предложить еще один опыт: выяснить, чьи плоды с семенами улетят дальше. Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

Закреплению полученных знаний поможет практическая работа, цель которой — описание детьми плодов рябины, шиповника, дуба, вяза, березы, лопуха, череды, подсолнечника, лещины и выдвижение предположений о том, как они расселяются в природе. (Для выполнения работы необходим заранее подготовленный учителем раздаточный материал.)

Можно разобрать и такой вопрос: все ли семена прорастут на новых местах? В ходе беседы делается вывод, что часть семян погибает. Некоторые семена могут сесть на густую «щетку» сухой травы. Они как бы повиснут между небом и землей. И прорасти они не могут, так как до земли далеко, и вверх им не подняться — застряли. Некоторые летучки ветер заносит на железную крышу, другие сбрасывает в канализационные решетки. Даже те семена, которые избегут такой участи, не все прорастут. Им придется выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в этой борьбе победителями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.

Учитель обращает внимание школьников на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: предлагается соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

Учитель показывает детям заготовленный полиэтиленовый пакет с землей и говорит, что через неделю они проверят, переносятся ли семена на подошвах обуви человека (для того чтобы опыт удался, необходимо принести землю с огорода).

КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.

I. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунки на доске. Что здесь изображено? (Дерево, кустарник, травянистое растение.)

– Что объединяет эти разные растения? (У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

– А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

II. Изучение нового материала.

1. Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и Н. Осипова.

«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!».

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло.

Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявил и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

– Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.)

– Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 22–23).

– Как же растения переселяются на новые места?

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

Читайте также:  Как одеть ухо на наушниках

– Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

– Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

– Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.)

– А помогают ли птицы расселению растений? (Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

– Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

– Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? (Муравей тащит семя.)

– Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22–23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

– Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой –

Медоносным цветом зацвету я летом –

В полдень подо мною спрячешься от зноя –

Я тебя листвою от дождя укрою –

Вместе, друг мой милый, наберемся силы –

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий, –

3. Чтение рассказа «Как деревья с ветром дружат».

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

– Как путешествует крылатка клена?

Учитель раздает учащимся плоды клена. Дети рассматривают их с помощью лупы.

– Опишите, как выглядят семена клена. (Дети описывают.)

– Да, у них один край крылышка прямой и утолщенный, другой – округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Тем самым падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а в п а р а х.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

– Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

III. закрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е з а г а д к и.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок

(Желудь дуба – животными.)

Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Подсолнух – ветром и птицами.)

2. И г р а «Определи, с какого растения плоды».

3. У к а ж и т е с т р е л к а м и, к какой группе относятся данные растения.

4. Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и Л. Толстого «Дуб и орешник».

«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие растения расселяются с помощью ветра?

– Какие растения расселяются с помощью зверей?

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*