Как промыть гидравлическую систему

Для чего промывать гидросистему экскаватора

Современная специальная строительная техника, отличается стабильной работой и надежностью на всем продолжении ее эксплуатации. Силовая и гидравлические установки бесперебойно работают в непростом российском климате, но надо понимать, что такая работа возможна, только в результате постоянного технического обслуживания и грамотной, квалифицированной эксплуатации. Кроме этого регулярно должна выполняться промывка гидравлической системы экскаватора.

Гидравлическое оборудование современных экскаваторов

В гидравлическую систему строительной техники входят:

клапаны, распределители и прочая арматура.

Весь этот набор оборудования отвечает за работу большей части устройств, установленных на экскаваторе. В частности, за перемещение стрелы и работу других узлов. Работа гидравлической системы происходит следующим образом:

Дизельный силовой агрегат обеспечивает вращение вала гидронасоса, который подает в систему масло (рабочую жидкость).

Цилиндры и мотор, преобразуют энергию, которую несет масло в движение устройств, установленных на экскаваторе.

По окончании работы происходит перекачивание масла назад в накопительную емкость (бак) и по мере необходимости рабочий цикл повторяется.

Максимальную нагрузку несут на себе гидравлические цилиндры, и соответственно чаще всего выходят из строя. Для обеспечения длительности работы машины многие производители устанавливают на машины системы самодиагностики. То есть, как только на приборной доске, появляется сигнал тревоги необходимо выполнить техническое обслуживание техники. То есть, возможно, придется заменить рабочую жидкость, некоторые изношенные компоненты гидравлической системы, кроме того должна быть осуществлена промывка гидросистемы экскаватора.

Почему состояние рабочей жидкости очень важно

Одна из причин, которая может привести к появлению неполадок – это состояние масла. Кроме того, что оно передает энергию на исполнительные механизмы, оно обеспечивает смазку, трущихся деталей, защищает их от воздействия коррозии.

То есть масло должно отвечать ряду требований, а именно, должна быть обеспечена нормальная вязкость, при достижении рабочий температуры. Ко всему прочему она должна сохранять свои эксплуатационные свойства при сезонных скачках температуры.

К другим характеристикам масла, можно, отнести устойчивость к окислению, возможным химическим реакциям между рабочей жидкостью и деталями, которые изготовлены из различных материалов – сталь, медные сплавы, резина и пр. Заводы изготовители рабочих жидкостей постоянно проводят исследования и разрабатывают новые сорта масел, предназначенных для работы в разных условиях.

Требования, которые предъявляют маслам, бесспорно важны. Но кроме этого необходимо строго следить за герметичностью системы, дабы в нее не могли попасть пыль, вода и другие, например, механические загрязнения. Механические загрязнения могут попасть в масло на этапе транспортировки жидкости, ее переливании из транспортной емкости в масляный бак, установленный на строительной технике.

Существует два фактора вызывающие неполадки в гидравлической системе – вода, и механические частицы, например, кусочки кварца, которые по своим параметрам существенно тверже, чем металл, который применятся для изготовления гидравлических машин. Наличие таких микрочастиц приводит к повреждению рабочих поверхностей гидравлических устройств. А наличие воды провоцирует появление коррозии, что меняет состав рабочей жидкости в худшую сторону.

Для того, что бы избежать повреждения внутренних частей машин и механизмов, при появлении тревожных сигналов необходимо слить старое масло, промыть гидравлическую систему от абразива и металлической стружки, устранить выявленные неполадки и залить свежее масло.

Важно: Просто замена рабочей жидкости и фильтров не очистит гидравлическую систему от твердых частиц и воды. Чтобы от них избавиться, нужна именно промывка бака, клапанов, рукавов высокого давления, гидронасоса и гидромотора.

Оборудование для промывки

Для промывки гидравлической системы применяют разные методы, например, с использованием установки принудительной очистки или способы химической очистки. Они позволяют добиться чистоты масла в соответствии с требованиями ISO 4406:1999.

Использование методов принудительной промывки гидравлических системы позволяет:

Продлить срок эксплуатации гидравлический устройств, смонтированных в системе.

Снижение риска получения повреждения оборудования, в период гарантийного обслуживания.

Снижение простоя специальной техники в ремонтных подразделениях, то есть снизить расходы на расход гидравлики.

Оборудование, которое, применяют для промывки гидравлической системы экскаватора, состоит из:

Промывочного стенда, в котором установление система многоступенчатой фильтрации. В ней осуществляется очистка рабочей жидкости экскаватора.

Кроме нее установлены насосы. Использование такого стенда позволяет выполнять промывку гидравлических систем общей длиной до 1 км.

Опрессовочный агрегат, который необходим для проверки герметичности системы после ее сборки.

Оборудование для химической промывки.

Промывка гидравлической системы включает в себя следующие операции

Создание контуров, которые подлежат промывке.

Промывка системы с применением масел и кислот.

Финишная промывка с использованием масел.

Проведение гидравлических испытаний смонтированной гидравлической системы строительной техники.

Опираясь на большой опыт в ремонте гидравлики мы можем сказать что очень часто гидравлические насосы выходят из строя именно из-за загрязнения рабочей жидкости.

Если у вас именно такой случай, то обязательно нужно обращаться в сервисный центр по ремонту гидравлических насосов и моторов. Продолжив эксплуатацию гидросистемы с неисправным насосом, вы сильно рискуете повредить и остальные компоненты гидравлики.

Если вы счастливый владелец машины с гидроусилителем, или только намереваетесь купить такой автомобиль — то рано или поздно вы столкнетесь с промывкой системы ГУР. Насколько нужна эта услуга? Давайте разбираться.

Читайте также:  Игрушки из фетра что нужно

Можно вместо промывки просто заменить масло?

Если добросовестный водитель следит за состоянием усилителя и проверяет масло в бачке ГУР, то он сам увидит, что масло уже потеряло свои свойства. А если не проверяет, то о том, что масло испортилось водителю расскажут автомеханики на СТО.
Масло в системе гидроусилителя нужно менять каждые 100 тысяч километров или при каждом техобслуживании или ремонте.
А в каких случаях нужно промывать систему ГУР?
— если масло изменило свои свойства: загустело или стало жидким;
— масло вспенилось или изменило первоначальный цвет.

Многие водители возразят: если можно заменить масло в системе гидроусилителя, то зачем еще и промывать ее?

Когда система засоряется, в ней копится не только металлическая стружка, но и осадок из старого масла и мелких частичек мусора. Даже если заменить масло на новое — этот плотный осадок останется. Больше того, новое масло может взбаламутить эту гущу, поднять, и вот эта гуща уже забила клапан насоса ГУР и каналы распределителя, осела на тефлоновых колечках рейки, из-за нее появились задиры по поршню вала.
Если вы с завидной регулярностью только меняете масло, то вы, конечно, молодец. Но с каждой заменой система зарастает осадком все сильнее. Иногда обычная замена масла поднимает столько осадка, что потом нужно менять насос ГУР, рулевую рейку, шланги — то есть весь узел. В этом случае нужно промывать клапан бачка насоса. Если этого не сделать, руль станем тугим, или вообще откажется прокручиваться.

Как промыть систему гидроусилителя?

Специализированные СТО для промывки системы гидроусилителя используют специальный промывочный стенд (другое название — промывочная станция). Этот стенд имитирует работу насоса ГУР и подает масло в систему под давлением.

В промывочном стенде есть два шланга, и для фильтра для очистки:
— фильтр грубой очистки, который сделан из омедненной сетки — он фильтрует более крупный мусор в масле;
— фильтр тонкой очистки, выполнен в виде спонжа из фетра — отсеивает самый мелкий мусор и взвесь. Его приходится постоянно менять, потому что он быстро забивается, и хватает его на 2 или 3 промывки.

Очень удобно, что эта станция работает и с ГУР, и с ЭГУР. Кроме того, станция не только промывает систему, но и проверяет состояние рулевой рейки — услуга 2 в 1. После подключения к машине стенд считывает показатели рулевой рейки: держит ли она давление, какие показатели манометра, как работает распределитель. Получается, что этот стенд не только промывает систему гидроусилителя, но и проводит диагностику рулевой рейки.

ВАЖНО! При промывке системы бачок насоса снимают, и в 9 случаях из 10 бачок меняют на новый. Это связано с тем, что практически на всех гидроаккумуляторах сетка не съемная, а впаянная, и очистить ее без демонтажа не получится. Но в тех редких случаях, когда бачок менять не нужно, то его тщательно моют.

Как подключают стенд:
— мастер отключает шланг высокого давления;
— подключает стенд к шлангу обратки;
— снимает бачок и насос гидроусилителя;
— включает стенд в сеть;
— дальше помощник мастер начинает активно вращать руль из одного крайнего положение в другое, чтобы вал рейки начал двигаться, а масло циркулировало по системе стенда и рейки;
— после промывки мастер сливает старое масло из систем ГУР;
— устанавливает новый или очищенный насос, бачок гидроусилителя;
— потом мастер заливает свежее масло;
— запускает двигатель — промывка закончена!

На что идут водители, чтобы не промывать систему

Большинство СТО упрямо отказываются промывать систему ГУР, ограничиваясь только заменой масла. Особенно часто так поступают ‎«официалы». Они будут менять масло ГУР до посинения, а потом, когда уже ничего не могут сделать — отправляют водителя в узкопрофильный автосервис.
Случается так, что «официалы» только сменили масло, водитель на машине и 20 метров не отъехал от них, как автомобиль заглох. Вскрытие показало, что клапан бачка был забит напрочь, его не смогли вытащить.

Некоторые водители хотят сэкономить, и пробуют промывать систему гидроусилителя самостоятельно. Но в гаражных условиях это сложно, такая промывка может повредить систему ГУРа, и после кустарных манипуляций придется менять насос, сам усилитель и его комплектующие.

А есть самоделкины, которые лечат бачок ГУР при помощи магнита на бечевке. И да, такой магнит действительно притягивает к себе крупные частицы металлической стружки. Но глобальной проблемы взвеси в системе он не решит. Тем более не сможет заменить профессиональную промывку в автосервисе.

Как промывать систему гидроусилителя.

Можно сделать вывод, что замена масла ГУР — дело хорошее, но если не промывать систему гидроусилителя, то рано или поздно она даст сбой.

Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»

Как добиться безотказной работы гидропривода строительной машины, например, того же экскаватора, который, кстати, может эксплуатироваться как в районах Крайнего Севера с температурой воздуха до –60 °С, так и в условиях сухого жаркого климата юга России?

Рабочая жидкость (РЖ) в гидросистеме экскаватора – это минеральное масло. Оно работает под давлением, создаваемым одним или несколькими объемными гидродвигателями, посредством которого механическая энергия передается исполнительным механизмам – гидромоторам, гидроцилиндрам. Помимо этой основной функции РЖ выполняет роль смазки в трущихся поверхностях деталей и оказывает антикоррозионное воздействие. Рабочая жидкость должна легко прокачиваться по трубопроводам, рукавам высокого давления, каналам гидроагрегатов гидросистемы, т. е. иметь оптимальную вязкость при рабочей температуре, на которую рассчитана гидросистема, и сохранять свои свойства при перепадах температур от отрицательных до положительных (зима/ лето).

Читайте также:  Как открутить винт в кране

К другим параметрам рабочей жидкости можно отнести стойкость к окислению и химическим реакциям с материалами, из которых изготавливают детали гидросистем, а это сталь, бронза, резина, пластмасса и проч. Немаловажным параметром РЖ является стабильность характеристик как при эксплуатации, так и при хранении.

Завод-изготовитель дает рекомендации по эксплуатации техники в сложных условиях, разрабатывает специальные исполнения машин, в гидравлических системах которых применяют РЖ марок, предназначенных для конкретных климатических условий.

Перечисленные выше требования к рабочей жидкости важны, но важно также эти свойства поддерживать и во время эксплуатации, т. е. стремиться сохранить герметичность системы, чтобы в нее не попали пыль, влага и другие загрязнения, отрицательно влияющие на качество РЖ.
Рабочая жидкость фасуется в бочки или отправляется масловозами на нефтебазы. Конечно, ее качество гарантируется заводом-изготовителем, но проверять его все-таки надо, поскольку даже «новое» масло может не соответствовать заявленным характеристикам. Целесообразно взять пробу закупленного масла и провести анализ. В случае значительных отклонений от нормы необходимо заменить некачественное масло у поставщика или самим принять меры по дополнительной очистке РЖ от воды и механических примесей, например, в очистительной установке (центрифуге). Таким образом, мы на этом этапе будем гарантированно знать, что качество рабочей жидкости соответствует нормативам.

Важно сохранить чистоту РЖ, если ее замену производят в полевых условиях. Когда перевозку осуществляет масловоз, обязательно контролируют чистоту его емкости, и если она загрязнена, цистерну необходимо промыть, и главное – делать это регулярно. Отсюда вывод, что иметь в наличии на складе чистую рабочую жидкость – еще не решение проблемы. Главное для эксплуатирующей организации не дать РЖ загрязниться пылью и водой при перевозке и в момент заправки в гидробак машины. Опыт показывает, что именно в этот момент из-за неправильных действий обслуживающего персонала: незнания, небрежности, недостаточной квалификации лиц, работающих с техникой, вместе с РЖ в гидросистему попадают грязь, пыль, вода (например, при заправке гидробака во время дождя бывает и такое).

Вода в гидравлической системе вызывает внутреннюю коррозию гидроагрегатов со всеми вытекающими последствиями: загрязнение РЖ продуктами коррозии, из-за этого изменяется состав РЖ, на внутренних поверхностях, например, гидроцилиндров образуются раковины, задиры, что приводит в итоге к внутренним перетечкам, а в результате рабочее оборудование экскаватора в нерабочем состоянии под действием сил тяжести со временем начинает самопроизвольно опускаться (проседать).

Как ни странно, первым источником загрязнения рабочей жидкости является завод – изготовитель машины. Вместе с комплектующими, на которых осела пыль и различные загрязнения, в гидросистему попадают окалина от сварки трубопроводов, остатки абразивных и притирочных паст, металлической стружки, крошка резинотехнических изделий и др. Размеры мелких частиц колеблются в пределах от 3 до 5 мкм. Чем выше качество организации работ и условий на рабочих местах предприятия, тем меньше загрязнений попадет в гидросистему и соответственно снизится их отрицательное воздействие в зазорах трущихся деталей. Такие же «вредные» частицы образуются и при износе деталей гидропривода машины, они должны улавливаться ее фильтрами. Постепенно фильтры засоряются, их надо своевременно менять в соответствии с установленной заводом-изготовителем периодичностью.

Существуют разные системы контроля проходимости фильтров с датчиками, показывающими перепад давления, т. е. уровень загрязнения фильтров. Замена фильтров по факту загрязнения дает наилучший экономический и эксплуатационный эффект и позволяет своевременно выполнить техобслуживание. Строгое соблюдение сроков замены РЖ в зависимости от наработки экскаватора в целом не совсем корректно, так как не учитывает фактического состояния РЖ, т. е. процесс происходит как бы «вслепую» и с экономических позиций не совсем оправдан. Своевременная замена фильтров существенно снизит концентрацию механических примесей в РЖ, а сочетание фильтров с магнитными уловителями металлических частиц даст еще больший эффект.

Рабочая жидкость загрязняется и в результате транспортировки, начиная с производства на нефтеперегонных заводах, затем во время доставки в цистернах на нефтебазы, далее в процессе слива в маслобензовозы на нефтебазах и при заправке в гидравлический бак машины. В этот момент и происходит загрязнение рабочей жидкости как органическими, так и неорганическими частицами. Наиболее опасны для гидропривода неорганические частицы, представляющие собой частички кварца, полевого шпата, окислов алюминия, железа. Твердость таких частиц, особенно кварца и окислов алюминия, существенно выше твердости металлов, из которых сделаны детали самой гидросистемы, в том числе трущиеся пары, например, золотник–корпус гидрораспределителя, детали качающего узла гидромотора или насоса.

Частицы вместе с потоком рабочей жидкости, попадая в зазор между трущимися деталями, разрывают масляную пленку и своими острыми краями воздействуют на их поверхность, как наждачная бумага. Чем больше грязи в жидкости, тем меньше интервал времени до допустимого износа. Ресурс узла сокращается, материальные затраты владельца техники растут. Если же частицы больше 5…45 мкм, то «внутренние мельничные жернова»: золотник–корпус, качающие узлы – дробят их своими кромками, одновременно изнашиваясь сами. Если до эксплуатации в новых гидрораспределителях радиальный зазор в прецизионных парах составляет 6…8 мкм, то в процессе эксплуатации он увеличивается до 32…46 мкм. Важно, сколько проработает экскаватор, прежде чем мы придем к этому пределу: год или 10 лет, и соответственно сколько будет финансовых затрат на замену или ремонт изношенных узлов за весь период эксплуатации техники вплоть до ее отказа.

Читайте также:  Интерьер гостиной с большим телевизором

Рабочая жидкость загрязняется и при контакте с воздухом, особенно запыленным, в момент залива ее в гидробак либо во время транспортировки в открытых емкостях. Не исключено и проникновение запыленного воздуха через сапун гидробака и подсос через неплотности соединений нагнетающей магистрали гидросистемы.

Как же предотвратить попадание пыли, грязи, воды в гидросистему при ее заправке? Как известно, масло легче воды, а значит, необходимо дать ему отстояться, и вода окажется внизу емкости, заодно осядут и другие загрязнения. Заправку производят таким образом, чтобы конец всасывающего патрубка был выше придонного слоя или сверху емкости. Постепенно всасывающий патрубок опускают в емкость, в то же время исключая барботаж (перемешивание с воздухом) масла и не опуская шланг до дна.

Конечно, заправлять гидросистему необходимо не ведром или лейкой, а специальными заправочными агрегатами и «закрытой струей», как на АЗС. Идеальным вариантом является схема нефтебаза → емкость маслозаправщика → гидробак. И все же, чтобы исключить попадание грязи в гидросистему, необходимо гарантированно знать, что масло с нефтебазы получено чистое, емкость маслозаправщика и гидробак чистые. Масло из емкости маслозаправщика должно попадать в гидробак через фильтры маслозаправщика, удерживающие частицы меньше 4 мкм. Стремление конструкторов повысить тонкость фильтрации неизменно приводит к уменьшению проходимости фильтров, вследствие чего повышается противодавление в сливной магистрали, может открыться предохранительный клапан и произойти перепуск неочищенной жидкости в маслобак. Решение этого вопроса за счет повышения давления срабатывания предохранительного клапана ведет к возрастанию нагрузки на гидронасос, что тоже нежелательно.

Грязь проникает в РЖ через уплотнения гидроцилиндров, даже если их штоки закрыты чехлами. И от образования продуктов износа в узлах гидросистемы не уйти. Встроенная в гидропривод машины система контроля качества РЖ позволит определять ее чистоту в режиме «он-лайн» и вывести эту информацию в кабину машины, что позволит своевременно принять решение о замене загрязненной РЖ «по факту», даже если срок планового ТО еще не наступил. Технически все эти требования решаются, затраты окупятся безусловно, а оператору экскаватора остается только своевременно сообщить об этом сервисной службе, которая заменит РЖ в экскаваторе. В гидравлическом баке, особенно на дне, откладывается значительное количество загрязнений, и чистить его надо обязательно до заправки свежей рабочей жидкости, после этого следует промыть всю гидросистему промывочным маслом.

Все, о чем мы рассказали, трудоемко, требует дополнительных затрат, высокой квалификации обслуживающего персонала, поэтому инженерная мысль не стоит на месте. Например, инновационный фильтр PLEXUS задерживает частицы размером 1,5 мкм в глубинных слоях фильтрационного материала, обладающего большой поглощающей способностью, благодаря чему интервалы между ТО гидросистемы можно существенно увеличить, сократив тем самым эксплуатационные расходы.

От чистоты рабочей жидкости зависит и эффективность работы рабочих органов экскаватора, например гидромолота, гидроножниц, грейферного оборудования.

Подводя итог, скажу, что известная фраза «Чистота – залог здоровья» применима не только к человеческому организму и его дому, но и к гидроприводам современных машин.

Система непрерывной очистки и контроля состояния масла

Английская компания IPU Group разработала комплексную электронную систему очистки и контроля состояния масла ServiceGuard. Система подсоединяется к эксплуатируемой машине и выполняет свои функции в процессе работы. ServiceGuard может работать с гидросистемами, системой смазки двигателя и трансмиссии дорожно-строительных, карьерных машин, дизель-генераторов и т. д.

Система производит очистку гидравлического масла в два этапа от загрязнений всех типов. Фильтрацией удаляются твердые частицы размером до 1 мкм, жидкие и газообразные загрязнения выпариваются. ServiceGuard действует параллельно, по неполнопоточной схеме (не подменяя штатную полнопоточную систему фильтрации): через байпас из гидросистемы или системы смазки через прецизионный жиклер с помощью входящего в состав ServiceGuard электронасоса отбирается часть масла (22,7…31,8 л/ч), фильтруется, а затем поступает в испарительную камеру, где удаляются жидкие и газообразные примеси. Благодаря такой схеме ServiceGuard улучшает качество очистки масла, не ухудшая при этом рабочие характеристики гидросистемы или системы смазки, а давление в этих системах не падает. В состав ServiceGuard входит датчик, измеряющий диэлектрическую постоянную масла: по изменению этой величины система определяет степень загрязнения масла твердыми и жидкими примесями. Сведения в режиме реального времени через спутниковую систему GSM/GPRS и Интернет передаются в центральный компьютер.

Преимущества ServiceGuard очевидны: состояние масла отслеживается в режиме «он-лайн», следовательно, предотвращаются неисправности из-за работы машины на некондиционном масле, интервал замены масла выбирается по фактическому состоянию, т. е. может быть увеличен по сравнению с графиком, если позволяет состояние масла (по данным компании, интервал можно увеличить вчетверо!), а это прямая экономия.

Систему можно установить на уже находящиеся в эксплуатации машины и на новые при изготовлении без внесения изменений в их конструкцию. По данным, предоставляемым системой, можно оценить состояние отдельных узлов и всей машины. В состав системы входит анализатор, выполняющий оптический и инфракрасный спектральный анализы загрязнения масла. Помимо этого система может отбирать пробы масла для более точного анализа в лаборатории.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*